Презентация на тему социальная защита детей сирот. Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Презентация на темудети сироты

Подготовили: Дроздова А. Е. и Полякова Н.И.

1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи

К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: - неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах; - в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей; - в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах; - в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды; - в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям; - В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; - в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу. Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.. 1.1.

Понятие и причины сиротства Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах,

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч. Численность детей (от 0 до 16 лет), в Амурской области, за последние 5 лет, неуклонно уменьшается в среднем, на 10 тысяч человек ежегодно (1995 год – 269269 человек, 1997 год – 261042 человека, 1998 год – 251612 человек, 1999 г. – 241917 человек, 2000 г. – 230510 человек). Аналогичная ситуация в г. Благовещенске. Который год число детей уменьшается примерно на тысячу человек (1996 г. – 50194 человек, 1997 г. – 47819 человек, 1998 г. – 48652 человек, 1999 г. – 47624 человек, 2000 г. –46710 человек). Но среди них растёт доля социальных сирот. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК РФ).

4 слайд

Описание слайда:

В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 . смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; Примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

5 слайд

Описание слайда:

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы, опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей

6 слайд

Описание слайда:

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст.121 СК РФ).

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (п.1 ст.122 СК РФ) Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п.1 ст.122 СК РФ)

9 слайд

Описание слайда:

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации (п.2 ст.122 СК РФ)

10 слайд

Описание слайда:

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.122 СК РФ)

11 слайд

Описание слайда:

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п.3 ст.122 СК РФ)

12 слайд

Описание слайда:

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п.3 ст.122 СК РФ) Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.122 СК РФ)

13 слайд

Описание слайда:

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (п.4 ст.122 СК РФ)

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или

который не может оставаться в таком окружении,
имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Правовые основы социальной защиты етей составляют 3 основных
закона
1.- Семейный Кодекс РФ,
2. -Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и
3. -Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ.

Указанный закон определяет общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с
предоставлением и обеспечением органами государственной
власти дополнительных гарантий по социальной защите прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов
осуществляют разработку и исполнение в рамках
бюджетных ассигнований целевых программ по охране и
защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
С целью проведения мер по социальной адаптации и
реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии
с потребностями региона, создаются государственные и
негосударственные учреждения и центры в системе
социальной защиты населения и образования.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, производятся за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных
фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии
опекунам на питание,
одежду,
обувь;
осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в
образовательные учреждения осуществляется в соответствии с
нормами обеспечения воспитанников детских домов;
утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти
субъектов РФ.

Дополнительные права на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие
основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на
курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего
профессионального образования без взимания с них платы за обучение.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное
образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающиеся во всех типах
государственных или муниципальных учреждений
начального, среднего и высшего профессионального
образования, а также обучающиеся, потерявшие в
период обучения обоих или единственного родителя,
зачисляются на полное государственное обеспечение
до окончания ими данного образовательного
учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из
этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим
образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам,
утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным
пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, помимо полного государственного
обеспечения выплачивается стипендия, размер которой
увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером
стипендии, установленной для обучающихся в данном
образовательном учреждении, а также выплачивается 100%
заработной платы, начисленной в период производственного
обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, до окончания обучения
выплачивается ежегодное пособие на
приобретение учебной литературы и
письменных принадлежностей в
размере трехмесячной стипендии.
Выплата указанного пособия
осуществляется в срок до 30 дней с
начала учебного года за счет средств,
выделяемых образовательным
учреждениям из соответствующих
бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, приезжающие в эти образовательные
учреждения в каникулярное время, выходные и
праздничные дни, по решению образовательного
учреждения зачисляться на бесплатное питание и
проживание на период своего пребывания в данном
образовательном учреждении.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных
учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и
организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью,
мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым
Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в
сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может
быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для
их приобретения, или перечислена указанная компенсация в
качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного
банка РФ.
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по
медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период
полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.
Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и
видов, администрацией данных учреждений
обеспечиваются бесплатным проездом на городском,
пригородном, в сельской местности на внутрирайонном
транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в
период каникул к месту жительства и обратно к месту
учебы.
.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:


родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, предоставляется
бесплатное медицинское обслуживание и
оперативное лечение в любом
государственном и муниципальном
лечебно-профилактическом учреждении, в
том числе проведение диспансеризации,
оздоровления, регулярных медицинских осмотров за
счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в
школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря
(базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при
наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту
отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти
цели из соответствующего бюджета, за счет средств
внебюджетных фондов и других не запрещенных законом
источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:


также дети, находящиеся под опекой (попечительством),
имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него
право на весь период пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания
населения, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования, на период службы в рядах
Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания
пребывания в образовательном учреждена или учреждении
социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования, либо по окончании службы в
рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту
жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому
ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью
не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, осуществляется как по месту
жительства (место закрепления за ними жилой площади),
так и по месту временного пребывания (учреждение для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения
родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем
закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне
очереди органами исполнительной власти однократно по
месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на
воспитание в соответствующее учреждение или по месту
регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на
территориях соответствующих районов и городов субъектов городов
РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам
может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на
приобретение жилого помещения жилой площадью не
ниже установленных социальных норм за счет средств
бюджетов субъектов РФ.

Требование законодательства о необходимости
предварительного разрешения органов опеки и
попечительства на совершение сделок в отношении
приватизированных жилых помещений, собственниками
которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, распространяется также на жилые
помещения, в которых несовершеннолетние временно
отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это
жилое помещение равные с собственником либо
нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного
размена жилой площади, родителей, лишенных
родительских прав, органы опеки и попечительства,
руководители учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, опекуны
(попечители), приемные родители обязаны в течение
месяца приватизировать жилую площадь, оформить
договор передачи жилого помещения (или части его)
в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей. Приватизация
осуществляется за счет средств бюджетов субъектов
РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, могут создаваться
специальные жилищные фонды за счет средств
соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом
источников.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, гарантируется право собственности на
земельные участки, ранее предоставленные их родителям
на правах собственности, постоянного (бессрочного
пользования для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства,
животноводства, индивидуального жилищного
строительства, дачного хозяйства, а также на земельные
доли, права на которые были получены родителями в ходе
приватизации и реорганизации предприятий и
организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения
(далее органы службы занятости) при обращении к
ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют
профориентационную работу с указанными лицами и
обеспечивают диагностику их профессиональной
пригодности с учетом состояния здоровья за счет
средств Государственного Фонда занятости населения
РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям,
создающим специальные рабочие места
гражданам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, могут
предоставляться налоговые льготы в
соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении
условий трудовых договоров (контрактов),
регулирующих их отношения с гражданами
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, несут ответственность
в порядке, установленном
законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают
профессиональную подготовку и профессиональную
деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной
обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие
места.

Ищущим работу и зарегистрированным в органах
государственной службы занятости в статусе безработного детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в
размере уровня средней заработной платы, сложившегося в
республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге,
автономной области, автономном округе.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, высвобождаемым из
организаций в связи с их ликвидацией, сокращением
численности или штата, работодатели (их
правопреемники) обязаны обеспечить за счет
собственных средств необходимое профессиональное
обучение с последующим их трудоустройством в
данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, а равно их
законные представители, опекуны (попечители),
органы опеки и попечительства и прокурор вправе
обратиться в установленном порядке в
соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

Должностные лица органов
государственной власти РФ,
органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления несут
ответственность за несоблюдение
положений настоящего закона в
соответствии с Конституцией РФ, с
законодательством РФ.



За это не судят, об этом не помнят И даже помогут найти оправданье Найдутся причины, заполнятся формы Тебе без вины отбывать наказанье. Пока непонятное слово «ничей» Прилепится звуками и приживется, С тобой подрастет, станет ближе, страшней И смыслом безжалостным вдруг отзовется. Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать Про мир разноцветный, который заждался, Готовый тебя полюбить и принять, Чтоб только поверил, чтоб только остался. Ты словно бумажный кораблик в ручье, Забытый за новой игрой в одночасье К немыслимой цели, далекой мечте Из края сиротства на поиски счастья. Дай Бог тебе мужества в долгом пути, Пройти через бури, не сдаться теченьям, Ведь если не сможешь себя ты спасти, То все мы навряд ли достойны спасенья…


История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с 18 В. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра 1. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорождённых, «зазорных» детей, которые рассматривались Петром 1 как «годная для государства рабочая сила».


Призрение сирот в приемных семьях. (на примере Чувашии) Типичным для Чувашии было призрение сирот в приемных семьях. Это объясняется рядом причин: 1.Были как экономические, так и религиозно-культурные причины, которые побуждали брать сирот на воспитание. 2.Чувашский народ эмпирическим путем пришел к выводу, что самая приемлемая для воспитания среда-это семья. Только в условиях семьи можно развить личность, обладающую всем необходимым комплексом нравственных, физических, трудовых качеств и привычек.


Отношение государства к детям, находящимся в экстремальной жизненной ситуации, является показателем гуманности современного общества. По данным Министерства образования РФ последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 120 тысяч ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей,70% передаются на воспитание в семьи,30%- в детские интернатные учреждения.


КАК ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА В КРОВНУЮ СЕМЬЮ? Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание, и, по возможности, вернуть в кровную семью. Большую роль здесь могут сыграть государственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.




22 ноября 2005г. разразился в США чудовищный скандал, в центре которого - усыновленный ребёнок из России. Больше 80 лет проведет за решеткой бывший инженер Мэтью Манкусо. Свою приемную дочь из России он держал в настоящем сексуальном рабстве - насиловал, а также размещал её порноснимки в Интернете.








ДЕТИ-СИРОТЫ ПРИ ДЕТЯХ-РОДИТЕЛЯХ Сиротство при живых родителях – социальное сиротство – для России является проблемой сверхактуальной. Одной из причин того, что роженица оставляет своего ребенка на попечение государства, является экономическая и психологическая дезадаптация матери. Учитывая, что в среднем по стране количество юных мам составляет 2% от числа всех рожениц, подобная работа позволяет значительно сократить количество детей, оставленных на попечение государства при живых родителях.




Статистика Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на г.) 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. – под опекой (попечительством), 11 тыс. – в приемных семьях, 159 тыс. – усыновлены посторонними гражданами). Оставшиеся 32 % (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях











Динамика усыновление детей посторонними гражданами 1993г.1994г.1995г.1996г.1997г.1998г.1999г.2000г.2001г.2002г.2003г.2004г. Российские гражда не (чел.) Иностранны е гражда не (чел.)




Устройство детей, выявленных в 2004 г.Количество детей всего детей выявлено и учтено на 1 января 2005 г в том числе устроены в дома ребенка, воспитательные учреждения, образовательные учреждения, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения и другие учреждения на полное государственное обеспечение устроены в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение 3302 устроены под опеку, попечительство устроены в приемную семью1647 устроены на усыновление7075 возвращены родителям8512 выбыли по иным основаниям (смерть и другое)2291 численность детей, оставшихся неустроенными на 1 января 2005 г в том числе помещенные в больницы, приюты и другое учреждения временного пребывания