Статус гарантирующего поставщика. Что он дает потребителю? Правила работы гарантирующего поставщика (ГП) Где покупает электроэнергию гарантирующий поставщик

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии - государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

Гарантирующие поставщики - энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики - коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают по для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию

Главные задачи введения новых рыночных отношений, как на оптовом, так и на розничных рынках – это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли, и как следствие повышение надежности энергоснабжения.

Сама по себе конкуренция является наиболее действенным механизмом снижения издержек. Потребители получают ориентиры для оптимального планирования потребления электроэнергии в зависимости от времени суток, в различные дни недели и в различные сезоны, что позволяет им снизить расходы на электроэнергию. Так, в ночной период, когда нагрузка в энергосистеме снижается, цена на электроэнергию будет значительно ниже. В часы максимального потребления цена, наоборот, будет расти.

Такое перераспределение нагрузки выгодно для всей системы – снижаются риски возникновения физического дефицита электроэнергии и введения ограничений, снижаются темпы износа оборудования. При этом для потребителя конкурентная среда в сбытовой деятельности приведет к повышению качества услуг сбытовых компаний, а в дальнейшем и к снижению их стоимости.

2. Кто является участниками розничных рынков?

Согласно Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии субъектами розничного рынка в переходный период являются:
потребители электрической энергии;
гарантирующие поставщики – организации, которые обязаны заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии;
энергосбытовые организации;
энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по сбыту и передаче электрической энергии);
сетевые организации и другие владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
производители электрической энергии, или лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией, не участвующие в оптовом рынке электрической энергии.

3. Каков статус гарантирующего поставщика (далее – ГП) Чем ГП отличается от обычной энергосбытовой компании, в чем его преимущества?

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен на территории его зоны деятельности. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Гарантирующими поставщиками в первый раз назначаются:
неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
ОПП и созданные на их базе сбытовые компании, если они осуществляют снабжение электрической энергией населения и бюджетозависимых потребителей в размере не менее 50 млн.кВтч в год;
энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (т.н. «острова» – типичный пример – предприятия по добыче нефти).

При этом организации, назначенные гарантирующими поставщиками, но не являющиеся участниками оптового рынка, должны получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года. Если этого не произойдет, или если еще раньше они допустят возникновение неурегулированной задолженности за электроэнергию или услуги по передаче свыше двух расчетных периодов, такие организации теряют статус гарантирующего поставщика.

В дальнейшем назначение гарантирующего поставщика будет происходить по конкурсу. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электрической энергии, повышения качества обслуживания и сокращения издержек. Конкурс предполагается проводить каждые три года. Главным критерием для определения победителя конкурса является необходимая валовая выручка для осуществления деятельности гарантирующего поставщика, которую заявляет участник конкурса. В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации по ряду причин:
если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам,
если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке,
если соответствующая организация заявляет о своей ликвидации,
если в отношении нее запущены процедуры банкротства,
а также в случае, если она нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке.

В случае ухудшения финансового положения действующего гарантирующего поставщика, при его добровольном отказе от выполнения своих функций, а также в случае передачи функции гарантирующего поставщика сетевой организации предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных изданиях, размещена в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком.

Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

4. Изменились ли тарифы для населения?

Поставка электроэнергии населению осталась в компетенции уполномоченных государственных органов. То есть, электроэнергия будет поставляться населению по тарифам, установленным региональными энергетическими комиссиями в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

5. Как защищены потребители от произвольного установления цены в условиях отсутствия тарифов?

Ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть – по свободной. Причем свободная цена на розничном рынке не должна превышать предельный уровень нерегулируемых цен. Он определяется по итогам каждого месяца и представляет собой сумму двух основных составляющих:
Первая – величина, характеризующая среднюю стоимость электроэнергии на конкурентном рынке электрической энергии (публикуется Администратором торговой системы оптового рынка ежемесячно).
Вторая – сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, стоимость услуг по передаче электроэнергии, услуг Администратора торговой системы и РАО «ЕЭС России», которые регулируются государством.

Энергосбытовые компании, у которых на обслуживании нет населения, вправе устанавливать любую цену поставки электроэнергии в договорах с потребителями. При этом для потребителей, заключающих договоры с подобными энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой продавцом цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

6. Как обеспечивается надежность энергосистемы на территории независимых от холдинга РАО «ЕЭС России» сбытовых и сетевых компаний?

Надежность энергоснабжения (с учетом тех полномочий, которые осуществляет Системный оператор) обеспечивают сетевые компании, деятельность которых регулируется государством. В тоже время перед потребителем электроэнергии за качество поставок электроэнергии отвечает та сбытовая компания, с которой у него заключен договор. А уже она, в свою очередь, в случае снижения надежности энергоснабжения, может предъявить свои претензии сетевой компании.

7. Может ли потребитель выбирать поставщика?

Правила розничных рынков позволяют потребителям выбирать поставщиков. Закупать электроэнергию можно как у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, так и у других энергосбытовых компаний. Возможна также покупка электроэнергии у розничных производителей электроэнергии.

В действительности и до выхода Правил розничных рынков у потребителя такая возможность существовала, но отношения, связанные с переходом потребителя от одного поставщика к другому, не были урегулированы. Потребитель, расторгнув договор энергоснабжения с традиционным поставщиком, оказывался в ситуации неопределенности.

Теперь же четко описаны процедуры такого перехода. Главное, на что должен обратить внимание потребитель – он должен быть уверен, что та сбытовая компания, с которой он заключает договор, действительно имеет возможность поставить ему электроэнергию. То есть, что она законным образом приобретает ее либо на оптовом, либо на розничном рынках.

Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбытовых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий договора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика. К нему потребитель может обратиться для заключения договора в любой момент. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, сам предложит потребителям заключить договоры в случае, если обслуживавшая их энергосбытовая организация не может осуществлять поставку электрической энергии.

8. Изменилась ли роль энергосбытовых компаний РАО «ЕЭС России» с запуском розничного рынка? Какую роль в розничном рынке играют независимые энергосбытовые компании?

Энергосбытовые компании (ЭСК) – дочерние компании РАО «ЕЭС России» – получили статус гарантирующего поставщика (ГП). И они не единственные, кто получил этот статус.В отличие от всех остальных сбытовых компаний, ЭСК не могут отказаться от этого статуса. Статус ГП влечет за собой:
Обязанность заключить договор с каждым, кто находится в зоне деятельности данного ГП;
Соблюдение ряда обязательств (их нарушение может привести к досрочному лишению статуса ГП).

Статус ГП компания получает только на определенное время. Предусмотрена процедура периодического – раз в три года – проведения очередных конкурсов на получение статуса ГП – чтобы обеспечить конкуренцию за обслуживание основной массы потребителей. Главным критерием на таких конкурсах будет стоимость обслуживания. Первый конкурс пройдет уже в 2007 году. Потенциальными участниками конкурса, в первую очередь, являются новые независимые сбытовые компании и, например, оптовые потребители-перепродавцы. Если найдутся участники конкурса, которые предложат меньшую стоимость обслуживания потребителей, то ЭСК – дочерняя компания РАО «ЕЭС России» – лишится статуса ГП.

После этого потребители могут перейти на обслуживание к новому ГП. Есть у них право и остаться у ЭСК РАО «ЕЭС России». Однако нужно понимать, что без статуса ГП такая ЭСК не сможет покупать электроэнергию на оптовом рынке по одной группе точек поставки. Нужно будет либо зарегистрировать группы точек поставки в отношении каждого потребителя (если он соответствует критериям участия в оптовом рынке), либо нужно будет покупать электрическую энергию на розничном рынке у нового ГП.

9. Подлежат ли реформированию оптовые потребители – перепродавцы электрической энергии, то есть, имеют ли они право совмещать функции сбыта и передачи электроэнергии?

Оптовые потребители-перепродавцы (далее – ОПП) также как и региональные энергетические компании (АО-энерго) должны осуществить разделение по видам деятельности (сбыт и передача электроэнергии), за исключением установленных Федеральным законом от 25.03.03 № 36-ФЗ случаев. В частности, когда ОПП расположены в территориальных технологически изолированных энергосистемах или вообще не имеют электрической связи с Единой энергетической системой или какой-либо из технологически изолированных энергосистем.

С принятием Правил розничных рынков, ОПП, наравне с энергосбытовыми организациями, получили статус гарантирующего поставщика. Однако наличие такого статуса не защищает оптового потребителя-перепродавца от необходимости разделиться по видам деятельности, потому что это является одной из обязанностей, принимаемых организацией вместе с указанным статусом.

10. Что понимается под либерализацией электроэнергетической отрасли, в частности, в ценообразовании?

Либерализация электроэнергетической отрасли предполагает сокращение государственного участия в уставных капиталах компаний, занимающихся конкурентными видами деятельности (прежде всего, в тепловой генерации), а также изменения регулирования в ценообразовании, включающие:
установление тарифов только для монопольных видов деятельности (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление);
конкурентное ценообразование в других видах деятельности (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис).

Либерализация направлена на повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

Необходимость либерализации в российской электроэнергетике продиктована общемировыми тенденциями, когда в условиях опережающего роста потребления электроэнергии, вертикально интегрированные компании в национальных масштабах или в масштабах отдельных регионов перестали быть достаточно эффективными.

11. С какой даты начинается либерализация розничных рынков? Насколько этот процесс может отставать от либерализации оптового рынка?

Либерализация цен на розничных рынках следует за либерализацией на оптовом рынке. То есть дата, начиная с которой часть электрической энергии на розничных рынках будет поставляться по рыночным ценам, будет совпадать с началом работы оптового рынка электрической энергии (мощности) по новым правилам.

Электроэнергия, поставляемая по рыночным, нерегулируемым ценам на розничном рынке, будет закупаться на оптовом рынке в соответствующем объеме.

12. Как строятся взаимоотношения с потребителями, в отношении которых не допускается ввод ограничений подачи электроэнергии?

Правилами розничных рынков утвержден конкретный перечень «неотключаемых» категорий потребителей и подробно описана процедура введения ограничений – сначала до уровня технологической, затем до уровня аварийной брони. Ниже аварийной брони отключение не допускается. О процедуре отключения должны быть уведомлены федеральные службы и региональная власть. За обеспечение своевременного введения ограничения в соответствии со сроками, указанными в уведомлении, и за возможные последствия, если это не будет обеспечено, несет сам потребитель.

13. Почему нормативные акты по работе розничных рынков электроэнергии так долго обсуждались и принимались? Какие вопросы остались неурегулированными?

Первая редакция Правил функционирования розничных рынков электроэнергии Министерством промышленности и энергетики России была впервые представлена в заинтересованные министерства и ведомства в 2004 году.

В ходе скрупулезной работы над проектом было необходимо не только соблюсти баланс интересов всех участников, но и учесть социальный аспект либерализации розничных рынков.

На сроки подготовки Правил повлияла, в частности, необходимость объединить их с Правилами заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии (эти Правила в свое время были разработаны и согласованы всеми ведомствами как самостоятельный документ).

По мере согласования Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, они существенно расширились, но, тем не менее, остается ряд вопросов, которые детально будут отражены в нормативных актах Федеральной службы по тарифам, Министерства промышленности и энергетики России.

14. Каковы возможные последствия для потребителя при смене гарантирующего поставщика или переходе к другой энергоснабжающей организации?

При смене гарантирующего поставщика потребитель должен будет в течение 2-х месяцев заключить договор с новым ГП (для населения достаточно будет заплатить по новым платежным реквизитам). Важно понимать, что оплата новому ГП начинается с момента, когда потребителям стало известно о смене ГП из официальных источников, то есть с даты перехода. Даже если договор с новым ГП будет заключен позднее, в нем будет содержаться условие об оплате потребленной электроэнергии с даты перехода.

Переход от ГП к сбытовой организации будет происходить по желанию самого потребителя. При этом если сбытовая организация не начинает покупать электрическую энергию для данного потребителя на оптовом рынке или у розничных производителей, она сможет ее купить только у гарантирующего поставщика. То есть, если потребитель уходит к сбытовой организации с целью снижения стоимости, он должен понимать, за счет чего сбытовая компания может предложить ему лучшие условия.

15. Как определяются зоны деятельности сбытовых компаний, если в одном регионе статус гарантирующего поставщика получили не одна, а несколько сбытовых компаний?

Такого понятия как «зона деятельности сбытовой компании» нет. Это понятие относится только к гарантирующим поставщикам и означает, что ГП имеет право заключать договоры только в рамках границ своей зоны деятельности, даже если в конкретный момент времени часть или все потребители имеют договоры с другими энергосбытовыми организациями или участвуют в оптовом рынке. Для всех гарантирующих поставщиков, кроме ЭСК – правопреемников АО-энерго, их зоны деятельности будут определены по границе тех сетей, к которым присоединены обслуживаемые ими потребители. Вся остальная территория субъекта России будет зоной деятельности ГП – правопреемника АО-энерго.

16. Каким образом оказываются услуги по передаче электроэнергии?

Услуги по передаче электрической энергии оказываются сетевыми организациями потребителям электрической энергии, которые присоединены к их сетям, а также другим смежным сетевым организациям (с учетом некоторых особенностей взаимоотношения между сетями). При этом потребитель может заключить как два отдельных договора – с сетевой организацией и договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией, розничным производителем), так и договор энергоснабжения – и тогда гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация, розничный производитель) должен будет обратиться к сетевой организации для заключения договора на передачу в интересах потребителя.

17. Как строятся отношения гарантирующего поставщика с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями?

Гарантирующий поставщик – как субъект розничного рынка электроэнергии продает электроэнергию ТСЖ и УК по договору энергоснабжения, купли-продажи в соответствии с Правилами розничных рынков. При этом покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетями сетевой организации. Отдельно должны обеспечиваться учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и, отдельно, потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений. Оплата объема потребления населением осуществляется по тарифу для населения – в объеме его потребления, прочие объемы – по тарифам для соответствующих категорий юридических лиц.

18. Как определяется цена на электроэнергию в связи с принятием новых Правил работы на розничных рынках электроэнергии?

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничных рынках является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

В 2006 году по регулируемым ценам (тарифам) совокупно поставляется объем электроэнергии, определяемый на основе годового прогноза, который согласован Региональной энергетической комиссией и утвержден Федеральной службой по тарифам России. В случае если в сентябре-декабре 2006 года совокупное потребление в энергосистеме превысит прогнозный уровень, то дополнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии по конкурентной цене и, соответственно, поставляться потребителям по рыночной цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти. Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

С 2007 года объем электроэнергии, поставляемой по рыночной цене, в соответствии с решением Правительства РФ составит 5% от прогнозного потребления в 2007 году. В дальнейшем доля поставки по рыночной цене от указанного прогнозного объема будет увеличиваться от 5% до 15% в год. Конкретная величина для каждого последующего года будет определена Правительством РФ при внесении проекта федерального бюджета в Государственную Думу РФ. Превышение фактического потребления над прогнозным потреблением также будет поставляться по рыночной цене.

19. Кому энергосбытовая компания может продавать электроэнергию по нерегулируемым ценам?

По нерегулируемым ценам поставка электроэнергии на розничных рынках осуществляется всем, кроме населения.

20. Кто будет отслеживать, насколько правильно осуществляется продажа по регулируемым и нерегулируемым ценам?

В регионах контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, назначаемый решением губернатора. Этот орган власти также рассматривает жалобы потребителей на деятельность, как гарантирующих поставщиков, так и других энергосбытовых компаний.

Кроме того, жалобы потребителей может рассматривать и Федеральная антимонопольная служба России, осуществляющая контроль за конкурентной деятельностью и злоупотреблением доминирующим положением на рынках.

21. Какие виды тарифов (их предельные уровни) существуют на розничных рынках?

На розничном рынке в переходный период устанавливаются:
тарифы на передачу электрической энергии (и их предельные уровни);
тарифы на поставку электрической энергии потребителям (и их предельные уровни);
тарифы на поставку электрической энергии розничными производителями;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

22. Как потребители могут использовать рыночные цены для снижения расходов на электроэнергию?

Для крупных потребителей (с присоединенной мощностью выше 750 кВА) это, прежде всего, оптимизация почасового потребления электроэнергии. В Правилах розничных рынков, с одной стороны, усиливаются требования к почасовому учету, и вводится оплата почасовых отклонений от соответствующих заявок. С другой – расчет почасовых конкурентных цен позволяет снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планировании потребления.

Для остальных потребителей в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии остается возможность рационального потребления электроэнергии с использованием двухзонных счетчиков, поскольку рыночные цены будут отличаться в зависимости от времени суток.

23. Каковы организация расчетов по нерегулируемым (свободным) ценам, их величина и методика расчета?

Расчеты по нерегулируемым ценам должны осуществляться в соответствии с Разделом 7 Правил розничных рынков, никаких иных официальных методических указаний по этому поводу не предусмотрено. В Разделе 7 уже содержатся необходимые сведения, которые потребуются для расчетов объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом собственно нерегулируемая цена определяется самим ГП (ЭСК) и не должна превысить предельный уровень, который складывается из двух величин:
средней цены оптового рынка электроэнергии, которую будет рассчитывать НП «АТС» в соответствии с Разделом 7 и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (Администратором торговой системы будет подготовлен специальный регламент с формулой расчета фактических и прогнозных цен);
стоимости регулируемых услуг, которая рассчитывается, исходя из установленных тарифов.

24. Как в договорах населения с энергоснабжающими организациями отражаются новые рыночные условия и обязано ли население перезаключать эти договоры?

Вступление в действие Правил розничных рынков не отражается на населении. Поставка электроэнергии населению осуществляется и будет осуществляться по установленным государством тарифам. Кроме того, населению не нужно перезаключать договоры с энергоснабжающими организациями или гарантирующим поставщиком. Договоры энергоснабжения могут заключаться в отсутствие письменной формы, то есть без наличия формуляра договора, подписанного с двух сторон. Заключение договора со стороны населения подтверждается оплатой в пользу соответствующего лица – ГП или иной энергосбытовой организации. В свою очередь, ГП (ЭСК) должен довести до сведения населения текст договора путем размещения в пунктах приема платежей (например, в отделениях Сбербанка России и «Почты России»), рассылки вместе с платежными квитанциями.

25. Нужно ли перезаключать договоры энергоснабжения?

Правила розничных рынков, в первую очередь, предполагают преемственность отношений между участниками: большинство существующих энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций получили статус гарантирующего поставщика, который обязан осуществлять поставку электрической энергии на публичных условиях. То есть действующие договоры остаются в силе. Но в них потребуется внести изменения для приведения в соответствие с новыми Правилами, установленными Правительством РФ.

Отсутствие у какой-либо энергосбытовой (энергоснабжающей) организации статуса гарантирующего поставка не означает, что она не может продавать электрическую энергию по действующим договорам или заключать новые. Но эти договоры не будут являться публичными.

Если оптовый потребитель-перепродавец, не имеющий статуса гарантирующего поставщика, решит отказаться от сбытовой деятельности, то и тогда он не сможет отказаться от договоров в одностороннем порядке как минимум три месяца.

В последующем – например, при смене гарантирующего поставщика – договоры, безусловно, придется перезаключать. Но, для этой процедуры предусмотрено достаточно времени – два месяца.

26. Могут ли бытовые потребители (граждане) заключать договоры энергоснабжения не с гарантирующим поставщиком, а с другими сбытовыми компаниями?

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, в соответствии с Жилищным кодексом и постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», заключают договоры оказания коммунальных услуг электроснабжения с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющие компании).

27. Как строятся договорные отношения потребителя, не присоединенного к сети продавца, с энергоснабжающей организацией?

В связи с установленным федеральным законодательством запретом на совмещение функций по передаче и продаже электроэнергии, наличие присоединеных сетей у продавца теперь не является необходимым условием для осуществления энергосбытовой деятельности энергоснабжающей организацией.

Потребитель, заключая договор с энергоснабжающей организацией, может выбрать два варианта действий. Для приобретения электроэнергии он может заключить договор энергоснабжения с продавцом, в котором потребитель даст продавцу указание урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель. Или потребитель может обратиться в сетевую организацию и заключить договор на передачу электроэнергии непосредственно с ней.

28. К кому обратиться потребителю, чтобы подключиться к сети?

Необходимо обращаться в сетевую организацию, владеющую электрическими сетями, к которым планируется подключение. Посредничество сбытовых компаний или ГП в данных случаях не предусматривается.

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с гарантирующим поставщиком.

ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА

Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса. С момента вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (с 01 сентября 2006 года) и до проведения первого конкурса статус гарантирующих поставщиков на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:

  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний (АО-энерго),
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков, например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков. Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус можно будет получить по конкурсу.

ОАО «Пермэнергосбыт» в соответствии с п.п. а) п. 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Пермского края. Границы зоны деятельности ОАО «Пермэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика определены Постановлением РЭК Пермского края № 4 от 30.03.07г.

Первый очередной конкурс в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 996 от 29.12.07г. на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной в установленном порядке зоне деятельности гарантирующего поставщика должен быть проведен не ранее 2010 года и не позднее 2012 года. Решение о проведении первого очередного конкурса по каждой зоне деятельности гарантирующего поставщика принимается не позднее 25 апреля года проведения конкурса, имея в виду, что организация, отобранная по результатам этого конкурса, должна начать осуществление функций гарантирующего поставщика на территории соответствующей зоны деятельности с 1 января года, следующего за годом проведения конкурса.

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, - федеральным органом исполнительной власти). В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику. К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  • наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  • информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  • отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.

Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.

При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.

В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.

Победитель конкурса обязан:

  • получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  • зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  • не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  • не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  • осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  • осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  • надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;
  • в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса
  • осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.
  • Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии . Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

    договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;

    договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

    Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.
    Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Действующие договоры энергоснабжения приводятся в соответствие с Правилами функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Другие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию:

    о присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, их надлежащем техническом состоянии;

    о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией не позднее двух месяцев до начала очередного периода регулирования. Стоимость разницы между фактическим объемом потребления и запланированным (договорным) объемом оплачивается в соответствии с правилами определения стоимости поставки электроэнергии на розничных рынках (проект правил разрабатывается и утверждается Федеральной службой по тарифам России).

Гарантирующий поставщик может отказаться от исполнения обязательств по поставке, если покупатель не оплатил электроэнергию и услуги по ее поставке суммарно за два и более расчетных периода, а также исказил данные о фактическом потреблении электроэнергии.

Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.

До первого конкурса гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Правил розничного рынка Правительством РФ (ссылка) назначаются:

    неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

    оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

    энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

    хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» - типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией). В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение –передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, - федеральным органом исполнительной власти).

В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику.

К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  1. наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  2. наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  3. информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  4. отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.

Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.

При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.

В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.

Победитель конкурса обязан:

  1. получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  2. зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  3. не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  4. не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  5. осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  6. осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  7. надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;
  8. в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса;
  9. осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

    в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

    на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (1 сентября 2006 г.).

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, границы определяются в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, обслуживаемые гарантирующим поставщиком.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков может произойти только в ходе очередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика.

Изменение границ возможно при соблюдении следующих существенных условий:

количество потребителей в новой зоне должно составлять не менее 25% потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации, а объем поставки электроэнергии населению и другим бюджетным категориям потребителей должен быть не менее 50 млн. кВтч в год;
  • сбытовая надбавка для новых зон деятельности не превышает исходную величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
  • ГП (гарантирующий поставщик электроэнергии) - это энергосбытовая компания, деятельность которой регулируется государством. Она обязана заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, находящимся в зоне ее обслуживания. Рассмотрим далее особенности деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии.

    Общие сведения

    Зоны деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии не пересекаются. Это означает, что компании не могут конкурировать. Все компании, входящие в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, являются участниками и мощности). Основная часть электроэнергии приобретается именно на этом рынке. Однако часть объема поставщик может купить и в розницу. Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии - это необходимое условие обеспечения потребителей Стоит также сказать, что без ГП было бы сложно поддерживать баланс производства и потребления.

    Контроль деятельности

    Территория обслуживания конкретной сбытовой компании определяется согласно реестру гарантирующих поставщиков электроэнергии. В эту информационную базу включаются организации по субъектам РФ. В реестре гарантирующих поставщиков электроэнергии указывается номер приказа и дата включения сбытовой компании в список. Деятельность организаций контролируется уполномоченной региональной структурой власти и ФАС РФ. В полномочия регуляторов включены:

    1. Контроль выполнения ГП условий ведения деятельности и установленных коэффициентов.
    2. Утверждение сбытовой надбавки и тарифного меню.

    Направления деятельности

    Компании, включенные в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, закупают мощность и на рынке, заключают договора с сетевыми предприятиями в зоне своего обслуживания, соглашения на оплату потерь этих сетевых компаний. ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку. Гарантирующие поставщики электроэнергии - это компании, осуществляющие фактически функцию "единого окна" для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.

    В частности, поставщики осуществляют:

    1. Продажу, установку и обслуживание учетных приборов.
    2. Реализацию электротехнической продукции.
    3. Прием платежей других предприятий (за сотовую связь, Интернет, коммунальные услуги).
    4. Энергоаудит.
    5. Выдачу техусловий.
    6. Обслуживание внутридомовых электросетей МКД.

    Особенности работы

    Законодательство закрепляет определенные обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии. Как выше уже говорилось, сбытовая компания должна заключить договор с любым обратившимся потребителем, если энергопринимающие устройства последнего находятся в зоне обслуживания ГП. Установление данной обязанности направлено на исключение отказа всех поставщиков от заключения соглашения с потребителем. Кроме этого, при банкротстве независимой сбытовой компании ее клиенты автоматически переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику. Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.

    Цена энергии

    Контролирующие деятельность сбытовых компаний, устанавливают сбытовую надбавку гарантирующему поставщику электроэнергии. Это своего рода гарантия того, что расходы на обслуживание потребителей будут покрыты. ГП обеспечивают сбор средств для финансирования генерирующих предприятий и инфраструктурных компаний ОРЭМ, поэтому должны быть уверены, что затраты будут оплачены. Сбытовая надбавка, собственно, позволяет компенсировать расходы на обслуживание конечных потребителей. Цена электроэнергии ограничивается предельным уровнем нерегулируемой стоимости. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой. Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.

    Гарантирующие поставщики электроэнергии: список

    Наиболее крупными и эффективными ГП в России считаются ОАО:

    • "Оборонэнергосбыт".
    • "Петербургская сбытовая компания".
    • "Иркутскэнерго".
    • "Татэнергосбыт".
    • "Новосибирскэнергосбыт".

    В список крупных ГП включены также ПАО "Мосэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт".

    Особенности приобретения статуса

    В первый раз гарантирующими поставщиками назначают:

    1. Неразделенные региональные АО энергетики и электрификации (АО-энерго) или энергосбытовые организации, образованные в результате реорганизации АО-энерго.
    2. ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) и сформированные на их базе сбытовые организации, если они снабжают электроэнергией бюджетозависимых потребителей и население в объеме не меньше 50 млн кВтч/год.
    3. Энергосбытовые предприятия, обслуживающие клиентов, присоединенных к электросетям ОАО "РЖД".
    4. Хозяйствующие субъекты, генерирующие или эксплуатирующие объекты, не связанные с ЕЭС РФ и изолированными энергосистемами.

    Ранее предприятия, которые были назначены ГП, но не являлись участниками ОРЭМ, должны были приобрести статус субъекта рынка до 2008 г. После 2008 г. назначение ГП осуществляется по конкурсу. Такой порядок призван обеспечить конкуренцию, повышение качества поставок и сокращение затрат. Периодичность проведения конкурса - 3 года. В качестве основного критерия для определения победителя выступает валовая выручка. Именно она, с учетом индексации, принимается в расчет при установлении сбытовой надбавки. Если в очередном конкурсе победитель не выявлен, действующий ГП продолжает свою работу.

    Передача функций сетевой компании

    Она допускается на период до полугода. Временная передача функций ГП сетевой компании может обуславливаться:

    1. Лишением лицензии действующего поставщика на право реализации электроэнергии населению.
    2. Принятием мер в отношении ГП по лишению его права участвовать в торговле на ОРЭМ.
    3. Ликвидацией предприятия.
    4. Началом процедуры банкротства.
    5. Нарушением обязательств по оплате услуг и электроэнергии на розничном рынке.

    Смена гарантирующего поставщика электроэнергии

    Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств). При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП. Что касается граждан, то для них изменяются только реквизиты платежей. Сведения о них размещается во всех приемных пунктах, в том числе, в почтовых отделениях и в подразделениях Сбербанка.

    Последствия для потребителя при переходе к другой снабжающей компании

    В случае смены ГП потребителю-юрлицу необходимо в течение двух месяцев заключить новый договор. Гражданам достаточно оплатить поставку по новым реквизитам. Необходимо учесть, что оплата начинается с того момента, когда потребителю стало известно об изменении ГП. Если даже соглашение с новым поставщиком будет оформлен позже, в нем будет присутствовать условие о платежах за потребление с даты перехода на обслуживание к новому ГП. Переход от гарантирующего поставщика к сбытовой компании осуществляется по желанию потребителя. При этом следует учесть один нюанс. Если сбытовая компания не приобретает электроэнергию на розничном или оптовом рынке, то она может купить ее только у ГП.

    Отношения гарантирующего поставщика с ТСЖ и управляющими компаниями

    ГП, выступая в качестве субъекта розничного рынка, реализует УК и ТСЖ электроэнергию по договору снабжения, купли-продажи, согласно Правилам рынка. Покупка при этом измеряется по учетному прибору, находящемуся на границе сетей дома и обслуживающей компании. Отдельно учитывается потребление энергии на общедомовые нужды и поставки владельцам нежилых помещений. Оплата гражданами производится по тарифам, установленным для населения. Платежи по остальным объемам рассчитываются по ставкам, предусмотренным для соответствующих юрлиц.

    Особенности договора

    Соглашение о поставке (купле-продаже) мощности/электроэнергии заключается в письменной (простой) форме, если иное не установлено Правилами, утвержденными Постановлением правительства № 442. Гарантирующему поставщику необходимо разработать формы договоров в соответствии с категориями цен или потребителей, согласно которым производится дифференциация тарифов. В случае необходимости внести изменения в Правила, утвержденные Постановлением № 442, влекущие корректировки форм договоров, ГП обязан в течение месяца (с даты вступления соответствующих изменений в силу) внести корректировки в бланки соглашений. Разработанные/измененные формы документов поставщик должен разместить в центрах обслуживания и на официальном сайте, а также направить их в территориальное подразделение ФАС.

    Ответственность гарантирующего поставщика электроэнергии

    Она предусматривается в ГК и Правилах (ОПФРР), утвержденных правительственным Постановлением № 442. Ответственность поставщика обладает гражданско-правовым характером. Однако, учитывая специфику статуса ГП, компания может быть привлечена и к административной ответственности. Нормативными актами предусмотрено 2 основания, по которым к поставщику могут быть применены санкции. Ответственность может наступить за:

    1. Ненадежность снабжения электроэнергией и ненадлежащее ее качество.
    2. Необоснованное введение ограничений режима потребления.

    По условиям договора, гарантирующий поставщик отвечает перед покупателем (потребителем) за ненадлежащее исполнение либо невыполнение обязательств по соглашению. Он несет ответственность не только за качество своей работы, но и за действия сетевой компании и прочих лиц, привлеченных к предоставлению услуг по передаче электроэнергии, являющихся неотъемлемым звеном процесса поставки.

    Дополнительно

    Гарантирующий поставщик может отказаться заключать договор энергоснабжения с потребителем, если у него нет возможности осуществить поставку в связи с отсутствием энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. При этом должен отсутствовать договор о присоединении указанных приборов к электросетям в соответствии с ОПФРР. Об отказе поставщик обязан уведомить потребителя, обратившегося к нему. В извещении должны быть указаны причины принятого решения. Уведомление направляется в течение 5 дней с даты обращения клиента. Если заявка была направлена через то извещение направляется ей. Срок уведомления такой же - 5 дней. Исчисление периода осуществляется с даты поступления заявления на заключение договора в адрес ГП.

    Участие в конкурсе

    В заявке должны быть указаны:

    1. Наименование заявителя.
    2. Адрес.
    3. Номер записи о госрегистрации.

    К заявке прилагаются:

    1. ОРЭМ с указанием направления деятельности, для ведения которой субъект торгует мощностью и электроэнергией на рынке. Документ выдается советом рынка.
    2. Бумаги, подтверждающие размер собственного капитала, или договор о предоставлении банковской гарантии с суммой покрытия, равной размеру капитала, необходимого для принятия заявки на конкурс.
    3. Анализ финансового состояния (расчет показателей) за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки.
    4. Выписка из реестра данных о банкротстве. Этим документом заявитель подтверждает, что в течение года до подачи заявки в отношении него не проводились процедуры, связанные с признанием его неплатежеспособности.
    5. Налоговая, статистическая, бухгалтерская отчетность за прошлый год и период, предшествующий дате направления заявки на участие.
    6. Полный перечень аффилированных и взаимозависимых лиц.

    Кроме того, заявитель должен предоставить информацию о лицах, входящих с заявителем в одну группу. Форма, по которой предоставляются эти сведения, утверждена ФАС. В документе указываются также признаки, по которым лица входят в соответствующую группу. Дополнительно предоставляется информация о бенефициарах, в чьих интересах номинальные держатели владеют более 5 % акций заявителя. В заявке указывается размер средств, которые субъект в случае объявления его победителем обязуется предложить в оферте, подлежащей направлению кредиторам заменяемого ГП. Эта сумма засчитывается в счет уступки требований по погашению (частичному или полному) задолженности, предусмотренной в абз. 12 п. 207 ОПФРР, в соответствии с требованиями, определенными в абз. 1 и 14 п. 207 Правил.