Организатор торговли. К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовых и товарных рынках Правовое положение организаторов торговли предпринимательское право

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами меж­ду участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляю­щий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли может быть фондовая биржа или другой организатор торговли, который осуществляет свою деятельность на внебиржевом рынке.

Организаторами торговли в РФ может быть как коммерческая орга­низация, созданная в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, так и некоммерческая организация. Организатор торговли должен иметь лицензию на осуществление де­ятельности и определенную величину собственного капитала. Для коммерческих организаций собственный капитал организатора тор­говли должен быть не менее 16,7 млн. руб., а для некоммерческих орга­низаций - 83 млн. руб.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

    правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

    правила допуска к торгам ценных бумаг;

    список ценных бумаг, допущенных к торгам;

    правила заключения и сверки сделок;

    правила регистрации сделок;

    порядок исполнения сделок;

    правила, ограничивающие манипулирование ценами;

Расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

Регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечислен­ные позиции.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    дата и время заключения сделки;

    наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    цена одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг.

5. Понятие и экономическое содержание ценной бумаги

«Эмиссионная ценная бумага, - отмечается в Законе, - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, кото­рая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению с соблюдением установленных настоящим Федеральным зако­ном формы и порядка;

Размещается выпусками;

Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного

выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги».

В данном определении эмиссионной ценной бумаги выделены три признака. Причем, если второй и третий признаки присущи только эмиссионным ценным бумагам, то содержание первого признака в равной мере относится к любым ценным бумагам, в том числе и к неэмиссионным.

Следует также отметить, что, если в соответствии с более ранними нормативными актами Российской Федерации ценная бумага трак­товалась как документ, удостоверяющий имущественные права, то в соответствии с последним Федеральным законом ценная бумага ценная бумага может удостоверять и неимущественные права.

Являясь инструментами финансового рынка, ценные бумаги выс­тупают в виде специальным образом оформленных финансовых до­кументов, которые предоставляют владельцу документа определенные права. Эти документы должны быть составлены в соответствии с дей­ствующим в стране законодательством. Посмотрим, какое определе­ние дается категории «ценная бумага» в соответствующих правовых актах и какие изменения произошли в трактовке этого понятия за пос­леднее время.

В этом определении подчеркнуты две характерные черты ценной бумаги: этот документ удостоверяет имущественное право, а не ка­кое-либо иное, и для осуществления этого права требуется предъяв­ление самого документа. Такая формулировка была несколько рас­плывчатой и позволяла относить к ценным бумагам различные документы.

В «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. была дана несколько иная формулировка ценных бумаг: «Ценная бумага - денежный документ, удостоверяю­щий имущественное право или отношение займа владельца докумен­та по отношению к лицу, выпустившему такой документ».

В этом определении можно отметить три наиболее характерных признака ценной бумаги.

Во-первых, из определения следует, что ценная бумага - это не всякий, а денежный документ. Такая характеристика, бесспорно, кон­кретизирует понятие ценных бумаг, дает им денежную оценку и отде­ляет их от других документов (например, от удостоверения личнос­ти). Однако из определения ценной бумаги как денежного документа вовсе не следует, что по данному документу всегда можно получить обозначенную на документе сумму денег. Получить эту сумму можно только по долговой ценной бумаге при наступлении срока платежа, если заемщик будет в состоянии осуществить платеж. В остальных слу­чаях этот документ можно превратить в деньги, если будет найден по­купатель ценной бумаги, а цена документа будет определена путем соглашения между продавцом и покупателем и может быть как выше, так и ниже нарицательной стоимости, обозначенной на документе.

Отечественная и мировая практика дает массу примеров, когда цен­ные бумаги полностью лишались «денежного содержания».

Во-вторых, в приведенном определении разграничиваются иму­щественное право и отношение займа. Однако, если исходить из со­держания категории «имущество», то деньги - это часть имуще­ства, и владелец долговой ценной бумаги приобретает право на получение процентов и/или основной суммы долга в виде опреде­ленного количества денег, являющихся частью имущества эмитента. Следовательно, характеристика ценной бумаги как документа, удо­стоверяющего имущественное право, распространяется и на долго­вые ценные бумаги и добавление слов «или отношение займа» для раскрытия содержания категории ценной бумаги не является необ­ходимым, что, вероятно, и было учтено в последующих норматив­ных актах России.

В-третьих, в определении ценной бумаги указывается со стороны кого и по отношению к кому возникают удостоверенные ценной бу­магой права. Эти права приобретает держатель ценной бумаги, а от­ветственность за исполнение обязательств по ценной бумаге несет эмитент ценной бумаги.

В октябре 1994 г. был принят Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, в котором дано следующее определение ценной бумаги:

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдени­ем установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Как можно видеть, это определение ближе к определению ценной бумаги, данному в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик». Однако здесь имеется весьма важное уточнение о том, что ценной бумагой может быть только документ установленной формы с наличием обязательных реквизитов. Это означает, что, если документ составлен не по форме и в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то этот документ не является ценной бумагой.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О рынке цен­ных бумаг», в котором не содержится нового определения ценной бу­маги, как таковой, а дается определение так называемой эмиссион­ной ценной бумаги.

В приведенном выше определении ценных бумаг, содержащимся в «Основах законодательства Союза ССР и республик» отмечалось, что имущественное право, вытекающее из ценной бумаги «может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого докумен­та». Из этого следовало, что ценные бумаги могли выпускаться только в документарной форме. Однако уже в «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» было отме­чено, что «ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах».

Федеральный закон «О рынке цен­ных бумаг» также предусматривает две формы выпуска ценных бумаг. «Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмис­сионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на ос­новании предъявления оформленного надлежащим образом сертифи­ката ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании за­писи по счету депо.

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно того, относить ли «записи на счетах» к категории ценных бумаг. Если под­ходить формально, то действительно, в случае бездокументарной фор­мы выпуска ценных бумаг как таковых не существует. Однако нам представляется, что при любой форме выпуска ценных бумаг для вла­дельца важно не наличие самой ценной бумаги, а право владения бу­магой. В случае бездокументарной формы выпуска это право зафик­сировано в виде записи в реестре владельцев ценных бумаг либо в виде записи по счету депо.

Основным законодательным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Закон об организованных торгах. Из сферы действия указанного закона исключены отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ, а также отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Законом об электроэнергетике.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, в законе предусмотрены две разновидности организаторов торговли - биржа и торговая система.

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи; торговой системой признается организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Закона об организованных торгах). Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России без ограничения их срока действия. Лицензия выдается лицу - соискателю лицензии при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных ч. 2 ст. 26 Закона об организованных торгах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организованных торгах организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В доктрине отмечается, что организационно правовая форма акционерного общества в наибольшей степени соответствует специфике деятельности организаторов торговли и в этой связи обращается внимание на целесообразность создания в форме акционерных обществ не только бирж, но и торговых систем 1 .

В Законе об организованных торгах (ч. 1 ст. 8) установлены требования к минимальному размеру собственных средств организаторов торговли : минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., торговой системы - не менее 50 млн руб.

Специальные требования предусмотрены законодательством (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 12 Закона об организованных торгах) в отношении фирменного наименования организаторов торговли. Так, фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа», а фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Законодательством установлен запрет на осуществление организатором торговли производственной, торговой и страховой деятельности, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; организатор торговли не может являться центральным контрагентом.

Дополнительно к перечисленным выше видам деятельности, в отношении биржи закон предусматривает также запрет на совмещение биржей своей деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В случае совмещения торговой системой своей деятельности с клиринговой деятельностью, она не должна совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Следует также учитывать, что торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги , которые на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативными актами могут совершаться (оказываться) только биржей. Например, торговая система, по общему правилу, не может оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами 1 (исключения могут быть предусмотрены нормативными актами Банка России); в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки .

При совмещении организатором торговли деятельности по организации торговли с иными («разрешенными») видами деятельности, он должен создать для осуществления деятельности по проведению торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.

В Законе об организованных торгах закреплены требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6) а также требования к его учредителям (участникам) (ст. 7). Обратим внимание, что избрание (назначение) лиц на определенные в ч. 9 ст. 6 Закона об организованных торгах должности, допускается с предварительного согласия Банка России.

Оправданно отметить, что деятельность организаторов торговли относится к числу наиболее зарегламентированных видов предпринимательской деятельности, которая регулируется не только нормативными правовыми актами, но и большим количеством документов, разрабатываемых в обязательном порядке самими организаторами торговли. Среди таких документов в первую очередь следует назвать правила организованных торгов (ст. 4 Закона об организованных торгах). Указанные правила подлежат регистрации в Банке России и в них должны содержаться, в частности, следующие сведения: требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок; порядок заключения на организованных торгах договоров.

Помимо правил организованных торгов, организаторы торговли обязаны зарегистрировать в Банке России и документы, определяющие: порядок организации и осуществления внутреннего контроля; порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями нормативных актов; меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов, и др. 1 В случае, если организаторы торговли осуществляют проведение торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, они должны утвердить и зарегистрировать в Банке России спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России .

Исходя из анализа Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли в процессе осуществления своей деятельности, в том числе, обязан:

  • - осуществлять контроль (за соблюдением участниками и иными лицами правил проведения торгов; за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов требованиям, установленным правилами организованных торгов и др.);
  • - организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит ;
  • - вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;
  • - организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;
  • - составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности;
  • - обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в ч. 2 ст. 22 Закона об организованных торгах информацией всем заинтересованным в этом лицам, причем независимо от целей получения такой информации.

Правоотношения организатора торговли с участниками торгов оформляются договором об оказании услуг по проведению организованных торгов (ст. 3 Закона об организованных торгах). Условия данного договора предусматриваются в правилах организованных торгов и его заключение осуществляется путем присоединения к указанному договору.

Функции государственного регулирования и надзора за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов возложены на Банк России, его полномочия в данной сфере закреплены в ст. 25 Закона об организованных торгах.

За нарушение законодательства об организованных торгах ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении организаторов торговли установлены, в частности, следующие составы правонарушений : нарушение порядка раскрытия информации; воспрепятствование проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок; нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности; нарушение правил организованных торгов.

Правовое положение организаторов торговли определяется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее по тексту Закон об организованных торгах). Согласно данному нормативно-правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, к примеру, производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельностью, определенной в закрытом перечне в п. 3 ст. 5 Закона об организованных торгах.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают следующие должности:

Единоличного исполнительного органа организатора торговли,

Руководитель филиала,

Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,

Должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками),

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля),

Руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет соответствующие требования.

Так, биржа может быть создана только как акционерное общество. Указание на вид организатора торговли – «биржа» должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности как брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, и деятельность по управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли, биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи, в отношении изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов или внесения в правила организованных торгов изменений и т.д.

На основании данных правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Реализацию функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет на основании договора, заключаемого с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

Договоры купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты,

Договоры репо,

Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК РФ обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

1 Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

Список литературы

1. Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Федеральный закон «Об организованных торгах». Согласно данному нормативному правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, например производственной, торговой, страховой, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельности, определенной в закрытом перечне п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об организованных торгах».

Исходя из анализа ст. 6, 7 Федерального закона «Об организованных торгах» можно сделать вывод, что учредителями организаторов торговли могут выступать любые субъекты гражданского права и при этом наличие статуса предпринимателя не является обязательным. Ограничения в отношении участия в исследуемых субъектах связаны с обладанием доли (акции) в уставном капитале свыше 5%. Долей (акцией) такого размера не могут обладать, например:

  • - юридическое лицо, лицензия которого на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации была аннулирована в связи с совершением правонарушения;
  • - физическое лицо, имеющее судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, и иные лица, указанные законодателем.

Также, исходя из требований законодателя в отношении необходимости наличия коллегиальных органов управления и исполнения (главным образом - совета директоров, который формируется из числа учредителей), можно сделать вывод о том, что организатор торговли не может быть создан одним лицом.

Законодатель также вводит общие требования и в отношении работников организатора торговли.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают должности:

  • - единоличного исполнительного органа организатора торговли;
  • - руководителя филиала;
  • - главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • - должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками);
  • - контролера (руководителя службы внутреннего контроля);
  • - руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным ЦБ РФ требованиям к профессиональному опыту и квалификации, в том числе к наличию квалификационного аттестата в сфере деятельности но проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет свои требования.

Так, биржа может быть создана только как АО. Указание на вид организатора торговли - «биржа» - должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и деятельность но управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи но изменению стоимости услуг при проведении организованных торгов или внесению в правила организованных торгов изменений и др. Формирование данного органа, равно как и утверждение Положения о нем, осуществляет Совет директоров биржи.

В отношении второго вида организатора торгов - торговой системы - законодатель не содержит конкретных требований к организационно-правовой форме, оставляя выбор между ООО и АО.

Так же как и для биржи, в фирменном наименовании данного организатора торговли должно быть указание на его вид - «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Основное различие между биржей и торговой системой состоит в том, что последняя не вправе осуществлять ту деятельность, которую осуществляет биржа. Торговой системе наравне со своей основной разрешено осуществлять и клиринговую деятельность. Но в таком случае не допускается совмещение с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью но управлению ценными бумагами.

Назначение биржи и торговой системы заложено уже в объединяющем названии указанных субъектов - организаторы торговли.

Биржа и торговая система как организаторы торговли должны сформировать правила организованных торгов и зарегистрировать их в ЦБ РФ. Данные правила определяют условия и порядок допуска к участию в торгах субъектов, объектов, а также порядок формирования и осуществления договорных отношений и пр. На основании правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет в соответствии с договором, заключаемым с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый гл. 39 ГК, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

  • - купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты;
  • - репо;
  • - являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании

двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник торгов, не прекращаются в силу совпадения должника и кредитора в одном лице, если эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. в блок нормативных правовых актов , регулирующих отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности , в частности, входят:

В соответствии с этим функции организаторов торгового оборота могут выполнять не только организаторы торгов, имеющиеся в виду в ФЗ об ОТ, такие как товарные биржи или торговые системы, но в этом процессе также принимают активное участие любые иные лица, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие совершению торговых сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. При этом деятельность организаторов торговли не ограничивается исключительно созданием условий для совершения сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. Не менее важна деятельность организаторов торговли, связанная с созданием условий и формированием благоприятных возможностей для совершения иных торговых операций, особенно в сфере оказания посреднических услуг, и иной сервисной деятельности, обслуживающей торговлю (логистика , маркетинг , реклама и т.п.).

Вопреки устоявшемуся мнению, что в роли организаторов торговой деятельности в отличие от рынка ценных бумаг могут выступать только некоммерческие организации , ФЗ об ОТ прямо устанавливает, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество , созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОТ). В частности, товарная биржа как организатор торговли должна быть представлена в коммерческом обороте только в организационно-правовой форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ). Не исключены ситуации, когда в роли организатора торговой деятельности выступают не только юридические, но и физические лица , например в случае простого агентирования.

Важной особенностью организатора торговой деятельности является его непричастность к осуществлению торговли и иной деятельности, связанной с ней. Часть 3 ст. 5 ФЗ об ОТ устанавливает запрет для организатора торговли на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций , деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию .

Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан: 1) создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений; 2) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ч. ч. 5, 6 ст. 5 ФЗ об ОТ).

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОТ организатор торговли обязан организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать характеру совершаемых им операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления организатора торговли. Организатор торговли обязан принимать установленные его документами меры, направленные на снижение рисков организатора торговли, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности. Организатор торговли также обязан принимать установленные его документом (документами) меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов.

Правовое регулирование деятельности отдельных организаторов торговли

Товарные биржи

Считается, что термин "биржа" происходит от позднелатинского слова bursa, которым именовали в Древнем Риме кожаный мешок, в котором хранились деньги и драгоценности. По другой версии, слово "биржа" было связано с названием площади в Древней Греции, где происходили торговые собрания.

Первые товарные биржи возникли в торговых центрах Европы в XVI в.: в 1531 г. - в Антверпене (Нидерланды), в 1549 г. - в Лионе и Тулузе (Франция), в 1556 г. - в Лондоне (Великобритания). В России первая биржа была основана Петром I в Санкт-Петербурге в 1705 - 1707 гг., а в США первая товарная биржа возникла в Чикаго в 1848 г.

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОТ биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами. Кроме этого биржа как организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций , деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОТ) и выступать в роли центрального контрагента (ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОТ).

Биржа также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо , являющееся членом биржи. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.

Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий , учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли, либо участие в ней.

Товарная биржа создается не менее чем 10 коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями . В качестве учредителей товарной биржи не могут выступать: 1) органы государственной власти и местного самоуправления ; 2) банки и иные кредитные организации; 3) страховые и инвестиционные компании и фонды; 4) общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; 5) физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность .

Требования к учредителям (участникам) биржи. Часть 1 ст. 7 ФЗ об ОТ запрещает принимать участие в управлении биржей некоторым лицам, владеющим пятью и более процентами ее акций, в том числе:

2) юридическим лицам, у которых за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

3) физическим лицам, если:

а) в отношении их имеются вступившие в законную силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве ;
б) в отношении их не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
в) они имеют судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти ;

г) у них был аннулирован квалификационный аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, и со дня такого аннулирования прошло менее трех лет. Минимальный размер собственных средств биржи, оказывающей услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн. рублей. Биржа должна соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (ст. 8 ФЗ об ОТ).

В товарной бирже существуют полные члены, которые вправе участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) товарной биржи и имеют право на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов товарной биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) товарной биржи; неполные члены, которые вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и имеют право на определенное учредительными документами товарной биржи количество голосов на общем собрании членов товарной биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) товарной биржи (ст. 15 Закона "О товарных биржах и биржевой торговле").

Высшим органом управления товарной биржей является общее собрание членов товарной биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей товарной биржи и ее членов.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона "О товарных биржах" член биржи имеет право: 1) участвовать в биржевой торговле; 2) участвовать в управлении биржей; 3) получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи; 4) пользоваться другими правами, предусмотренными учредительными документами биржи.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона "О товарных биржах" посетителями биржевых торгов являются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на заключение биржевых сделок. Главным отличием посетителей от членов биржи является то, что посетители биржевых торгов не участвуют в формировании уставного фонда биржи и в управлении биржей (п. 3 ст. 21 Закона "О товарных биржах").

Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (п. 5 ст. 21 Закона "О товарных биржах").

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки: 1) непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами; 2) через организуемые ими брокерские конторы; 3) на договорной основе и брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками; 4) непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Существенными признаками биржевой торговли являются публичность, конкуренция и аукционный характер.

Биржа обязана создать биржевой совет и совет секции каждой торговой (биржевой) секции, которые формируются советом директоров биржи из числа кандидатов, предложенных участниками торгов и биржей, на срок, установленный советом директоров биржи, который не может быть более двух лет. Не менее 75% состава биржевого совета (совета секции) должны составлять представители участников торгов биржи (торговой (биржевой) секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить лица, заключившие с биржей трудовые и (или) гражданско-правовые договоры об оказании услуг бирже. В биржевой совет (совет секции) не может входить более одного представителя одного юридического лица (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОТ).

Классификация бирж .

По масштабу действия биржи подразделяются на: 1) центральные, 2) межрегиональные, 3) локальные (региональные, местные).

По назначению биржи подразделяются на: 1) универсальные, ведущие торговлю любыми видами товара, разрешенными к участию в обороте; 2) специализированные по торговле отдельными видами товаров (например, цветными металлами, пшеницей, сахаром и т.п.).

По характеру биржевых операций биржи подразделяются на: 1) биржи реального товара (торговля реальным товаром); 2) фьючерсные (опционные) биржи (осуществляющие торговлю стандартными контрактами). Большинство зарубежных товарных бирж - фьючерсные; 3) смешанные (электронные) биржи (совмещают два вышеуказанных вида бирж).

По степени участия посетителей в биржевых торгах биржи подразделяются на: 1) закрытые (биржи, доступные только для участия биржевых посредников), 2) открытые (доступные для всех желающих собрания, на которых продавцы и покупатели действуют без посредников).

По предмету торговли биржи делятся на:

1. Товарные биржи. Товары, являющиеся объектами биржевых торговых сделок, называются биржевыми товарами. Под биржевым товаром согласно ст. 6 Закона "О товарных биржах и биржевой торговле" понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности . В связи с тем что по биржевым сделкам биржевой актив (товар) обращается неоднократно и указываются определенное стандартное качество и количество, объектом биржевых сделок не могут быть индивидуально определенные вещи . Особенностью товарных бирж является то, что объектами биржевой сделки на них могут быть только вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. они должны быть заменяемыми. Обычно объектом биржевой торговли выступают товары установленного количества (партии) и качества. Все обращающиеся на товарной бирже товары можно условно разделить на две группы: сельскохозяйственные продукты и промышленное сырье и продукция его переработки.

2. Фондовые биржи, деятельность которых заключается в обеспечении соответствующих условий обращения ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), в определении их рыночных цен (на основе соотношения спроса и предложения участников Фондовой биржи) и распространении информации о них.

Основными задачами фондовых бирж являются: 1) предоставление централизованного места для осуществления покупки/продажи ценных бумаг; 2) выявление равновесной биржевой цены ценных бумаг на основании спроса и предложения; 3) аккумулирование временно свободных денежных средств; 4) обеспечение открытости и гласности биржевых торгов; 5) обеспечение арбитража между участниками фондовой биржи; 6) обеспечение гарантий исполнения сделок; 7) разработка соответствующих этических стандартов, своеобразного кодекса поведения участников биржевой торговли. Членами

Фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг . Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Не допускаются неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. Фондовые биржи присутствуют примерно в 60 странах мира, в том числе и в России.

3. Валютные биржи - это организованный рынок национальных валют. Валютные биржи могут быть частью международной валютной системы Forex. Термин "Forex" является аббревиатурой от англ. Foreign Exchange market, что в переводе означает "международный валютный рынок". На Forex осуществляется торговля деньгами (т.е. продажа и покупка одной валюты за другую). Особенностью валютных рынков является их высокая ликвидность, т.е. возможность продавца практически мгновенно найти покупателя на свою валюту.

Существуют также смешанные биржи, которые осуществляют торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами, иностранной валютой (например, товарно-фондовые биржи).

По территории рынка, который охватывает деятельность биржи, различают:

1. Международные биржи - это биржи, которые обусловливают потребности в биржевой торговле мирового рынка. Предметом торговли на таких биржах может быть только товар, по которому активно заключаются сделки. Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует вовлечению в биржевую торговлю иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям на другие рынки; примерами международных бирж являются: Лондонская товарная биржа, Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа, Чикагская товарная биржа и др.

2. Национальные (например, общероссийские) биржи - это биржи, которые проводят операции на внутреннем рынке.

3. Региональные биржи, которые представляют собой биржи, обслуживающие рынки нескольких стран или нескольких отдельных регионов (например, Сингапурская, Сиднейская и ряд других).

Биржевой признается сделка, заключенная на бирже, на биржевых торгах, организованных биржей, по поводу перехода прав на биржевой товар.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

Биржевые сделки принято рассматривать в широком и узком смысле. Биржевой сделкой в широком смысле является как сделка, совершаемая в ходе непосредственно биржевых торгов, так и сделки, заключаемые еще до проведения таких торгов, и сделки, заключаемые для исполнения обязанностей сторон в последующем. Эту категорию сделок можно назвать биржевыми сделками организационного характера или организационными биржевыми сделками. В эту группу включаются сделки, не связанные непосредственно с переходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заключению сделок по поводу биржевого товара.

2. Риэлторы - посредники между продавцом и покупателем в сделках с недвижимостью .

Риэлтерская деятельность в силу особенностей предмета продажи не относится к коммерческой деятельности.

3. Страховой маклер - юридическое или физическое лицо, посредник между страхователем и страховщиком. Страховой маклер, исполняя функции посредника, оказывает услуги страхователю в получении страхового возмещения. Одновременно страховой маклер состоит в отношениях договора комиссии со страховщиком, получая от него комиссионное вознаграждение за уплату страхователем страховой премии. В соответствии с п. 2 ст. 184 ГК РФ подобное одновременное коммерческое представительство страхового маклера должно осуществляться с одновременного согласия обеих сторон страхового правоотношения . Главное отличие маклера от страхового агента - независимость его мнения от интересов страховой компании. Страховые маклеры могут принимать участие в коммерческой деятельности, если предметом страхования является товар.

Из всех видов маклеров только биржевых маклеров можно признать полноценными субъектами коммерческой деятельности. К биржевому маклеру предъявляются жесткие требования: он должен иметь высшее профессиональное образование и дополнительную специальную подготовку или среднее профессиональное образование, дополнительную специальную подготовку и стаж работы по специальности не менее двух лет. Кроме этого маклер должен знать законодательные акты, нормативные и методические материалы, касающиеся коммерческой деятельности, рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики , правила организации и ведения бизнеса , виды биржевых сделок, иметь навыки делового общения, знать методы изучения конъюнктуры рынка, его потенциал и тенденции развития, организацию деловых контактов и биржевых сделок, основы социальной психологии, методы определения качества и порядок установления цен на сырье, оборудование, продукцию, имущество, услуги, правила определения размера комиссионных выплат по заключаемым договорам, порядок составления документации при оформлении сделок, гражданское и трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда .

В прямые обязанности маклера входят: 1) оказание посреднических услуг при заключении коммерческих сделок, осуществляемых на биржах; 2) обеспечение сокращения срока реализации сделки и получение максимального дохода ; 3) изучение коммерческой информации, качественных характеристик сырья, оборудования, продукции, являющихся предметом сделки; 4) анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, информации о продаваемых товарах, требований покупателей; 5) прогноз изменения цен и спроса на товары; 6) осуществление переговоров с клиентами о заключении договоров, осмотр товаров, оценка их стоимости; 7) участие в экспертизе и проверке качества сырья, материалов, продукции, определении и согласовании цены, условий купли-продажи и ее оформление; 8) обеспечение соответствия заключаемых договоров правовым нормам , надлежащее оформление необходимых документов согласно требованиям, установленным законом.

Особенности правового положения биржевых маклеров заключаются в следующем: 1) маклер является должностным лицом биржи; 2) маклер выступает от имени и за счет биржи; 3) маклер может содействовать обоим контрагентам; 4) маклер должен выполнять поручение добросовестно, беспристрастно, соблюдая интерес обеих сторон.

Маклерская деятельность может осуществляться не только в условиях биржи, но и вне ее - на торговых рынках. Субъекты, осуществляющие такую деятельность, называются товарными маклерами.

В законодательствах Франции, Германии, Швейцарии, Италии посреднические отношения маклеров урегулированы нормами о маклерском договоре. К его особенностям относятся: 1) разовость оказания услуг; 2) ограничение деятельности маклера стадиями подготовки и заключения договора и 3) отсутствие, по общему правилу, представительских полномочий. В Германии деятельность маклера регламентирована разделом 8 книги I ГТУ (Германское торговое уложение), и согласно определению, содержащемуся в § 93 ГТУ, им является "тот, кто для других лиц, не являясь постоянно уполномоченным ими на основании договорных отношений, профессионально принимает на себя посредничество при договорах о приобретении или отчуждении товаров или ценных бумаг, о страховании, о грузовых перевозках, о найме судов либо о прочих объектах торгового оборота, имеет права и обязанности маклера".

Деятельность торгового маклера внешне сходна с деятельностью торгового представителя (агента), но имеет ряд существенных отличий: 1) торговый агент (представитель) уполномочен на торговое представительство постоянно, тогда как торговый маклер не связан со своим контрагентом длительными взаимоотношениями; 2) торговый маклер, так же как и торговый агент, работает на результат. Но в отличие от последнего маклер вправе требовать вознаграждения от обеих сторон контракта, если иное не вытекает из соглашения либо местного обычая ; 3) торговый маклер в отличие от торгового агента, посредничая, не заключает договоры. Он готовит текст договора, согласовывает его со сторонами и представляет сторонам на подпись в окончательном виде. Вместе с тем маклер несет ответственность перед сторонами за убытки, причиненные по его вине.

Гражданский кодекс РФ, так же как и специальные акты гражданского законодательства , не содержит норм, регламентирующих правовое регулирование маклерского договора, несмотря на то, что посреднические операции такого рода широко распространены в отечественном торговом обороте.

Распространенный вид биржевых посредников - брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. Законом РФ "О товарных биржах" (ст. 9) брокерская деятельность определяется как деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОТ в качестве брокера, т.е. участника торгов, действующего в интересах и за счет другого лица, может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Главным отличием брокера от маклера является характер его деятельности: если маклер является только коммерческим посредником, то брокер может выполнять функции как посредника, так и представителя, т.е. может являться стороной в торговых сделках, совершая как фактические, так и юридические действия. Фактические действия выражаются, как правило, в поиске будущего контрагента, проведении предварительных переговоров, сведении сторон. Юридические действия (сделки, договоры) могут совершаться брокерами от собственного имени, но в интересах и за счет клиента.

На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

В соответствии со ст. 10 Закона "О товарных биржах" на биржах действуют три типа брокеров:

1) брокерские фирмы - организации, профессионально, на постоянной основе занимающиеся биржевым посредничеством, т.е. коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании соответствующей лицензии;

2) брокерские конторы, которые являются, как правило, филиалами брокерских фирм и могут в пределах предоставленных им полномочий выполнять от имени фирмы определенные функции. С позиций ГК РФ брокерская контора как филиал юридического лица не является самостоятельным участником гражданских правоотношений и не может выступать в качестве стороны по сделкам, а также быть доверенным лицом, выполняющим поручения своих клиентов. Таким лицом может быть лишь организация, создавшая филиал или другое обособленное подразделение. Поэтому некоторые авторы не относят брокерские конторы к числу самостоятельных биржевых посредников;

3) независимые брокеры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые приобрели право на участие в биржевой торговле в качестве члена биржи или постоянного посетителя.

Деятельность биржевых брокеров подлежит обязательному лицензированию . Лицензирование деятельности биржевых брокеров осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле". Выдача лицензий участникам биржевой деятельности предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, для независимых брокеров, п. 4 ст. 10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле") или юридических лиц (например, брокерские фирмы, п. 1 ст. 11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср. п. 1 ст. 8 и п. п. 1 и 2 ст. 9 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность - незаконно осуществляемой.

Вне бирж посреднические услуги брокеров также достаточно распространены. Брокеры, осуществляющие свою деятельность вне товарных бирж на товарных рынках, называются товарными брокерами. Товарные брокеры также не состоят в длительных договорных отношениях с покупателями и продавцами, которым оказывают услуги. Преимущества товарных брокеров заключаются в детальном знании рынка, на котором они специализируются, в широких деловых связях, в способности быстро выполнить отдельные поручения.

Размеры комиссионных, выплачиваемых брокерам, различаются между собой в зависимости не только от типа посредника, но и от вида продукции, ими реализуемой. Самые низкие комиссионные имеют брокеры, занимающиеся сбытом технически несложной, однородной продукции, прежде всего сырьевых товаров. На рынке машин, оборудования и комплектующих изделий вознаграждение, получаемое ими, существенно выше, однако этот рынок отличается и более высокими операционными расходами.

Брокерская деятельность осуществляется брокерской фирмой, брокерской конторой или независимым брокером. Несмотря на то что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что брокерская деятельность осуществляется на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок, Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" не определяет конкретные виды договоров, оформляющих брокерскую деятельность. Поэтому на товарных биржах в отличие от валютных и фондовых в брокерском посредничестве может использоваться любая из договорных моделей представительства, предусмотренных в ГК РФ, включая их смешанные варианты, а также непоименованные типы договорных конструкций, например специальный договор на брокерское обслуживание.

Брокерское посредничество предусматривает оказание услуг на условиях, выработанных контрагентами. Объем и характер посредничества брокера определяются договорной конструкцией, используемой сторонами для осуществления посреднической деятельности:

  1. если отношения основаны на договоре поручения, поверенный совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя (ст. 971 ГК РФ);
  2. если используется договор комиссии, то комиссионер заключает сделки от собственного имени в интересах комитента (ст. 990 ГК РФ);
  3. при осуществлении посредничества посредством заключения договора агентирования агент выполняет юридические и иные действия;
  4. от своего имени, но за счет принципала;
  5. от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

Оптовые ярмарки

Под ярмаркой в русском языке понимается: 1) большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время; 2) периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, кооператоров, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

Этимологически слово "ярмарка" восходит к немецкому Jahrmarkt (т.е. дословно - "ежегодный торг").

В.И. Даль определил ярмарку следующим образом: "Ярмарка (или ярмонка) - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Схожее определение ярмарки содержалось в дореволюционном законодательстве - в Уставе торговом (ч. 2 т. XI Свода законов Российской империи). Так, ярмарка определялась как "общие торги, на которых, в продолжение определенного в установленном порядке срока , производится торговля всякого или только определенного рода товарами".

Коммерческие торги являются основным способом удовлетворения потребностей государства в товарах. Основным актом, регулировавшим государственные закупки, стал Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". В соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд установлено обязательное проведение государственными заказчиками конкурсов на привлечение специализированных организаций к выполнению части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета , бюджетов субъектов РФ , федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", к организации и проведению коммерческих торгов могут быть привлечены специализированные организации, в качестве которых выступают привлеченные заказчиком или уполномоченным органом на основании договора юридические лица . Они обеспечивают размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона "О размещении заказов" в обязанности специализированной организации входят: 1) разработка конкурсной документации, документации об аукционе; 2) публикация и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона; 3) рассылка приглашений для участия в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; 4) исполнение иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

Закон не предъявляет к специализированным организациям требований о лицензировании их деятельности, однако ограничивает ее только возможностями проведения конкурсов и аукционов.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ процедура проведения торгов предполагает следующую последовательность: 1) организатор делает извещение о проведении торгов; 2) участники торгов направляют заявки и вносят указанную в извещении сумму задатка ; 3) организатор торгов и участник, выигравший торги в день проведения торгов, подписывают протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В случае если торги проводились на право заключения договора , протокол квалифицируется в качестве предварительного договора. Организатором торгов может выступать собственник товара, обладатель имущественного права, специализированная организация.

ГК РФ прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Если организатор торгов выступает от имени лица, в чьих интересах проводятся торги, его отношения с собственником товара будут строиться на конструкции договора поручения . Если организатор торгов выступает от своего имени, в основу договора с товаровладельцем должна быть положена модель договора комиссии .

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ существенными условиями проведения торгов являются: 1) время проведения торгов; 2) место их проведения; 3) форма проведения торгов; 4) предмет торгов; 5) порядок их проведения, в том числе порядок оформления участия в торгах; 6) сведения об определении лица, выигравшего торги; сведения о начальной цене; 7) размер, сроки и порядок внесения задатка; 8) в случае проведения торгов на право заключения договора - срок, представляемый для заключения такого договора.

Проведение коммерческих торгов должно отвечать определенным требованиям: 1) товар не должен иметь индивидуально-определенные свойства; 2) качества товара не должны быть связаны с личными качествами сторон торгов и фидуциарным характером их отношений; 3) договор, заключаемый по результатам торгов, должен носить обязательный возмездный характер. Безвозмездные варианты договоров будут противоречить принципу экономической целесообразности и не отвечать сущности и функциям торгов.

Предметами торгов могут быть любые оборотоспособные или ограниченно оборотоспособные объекты гражданских прав , имеющие свойства товара. Особенность коммерческих торгов определяется тем, что ее предметом является товар, а не особые виды объектов прав фондового рынка , конкурсного права или предметов обеспечения исполнения обязательств (залог).

Итогом нормального хода торгов является выявление победителя. Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ протокол о результатах торгов подписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведения торгов.

Коммерческие торги как инструмент, в советское время свойственный исключительно публично-правовым институтам (например, исполнительному производству), сегодня представляют собой один из важных механизмов продвижения товаров на торговых рынках и обеспечения прав и интересов как государственных и муниципальных образований , так и различных групп коммерсантов.

Торгово-промышленные выставки

Торгово-промышленные выставки - это международные или национальные мероприятия, сочетающее выставку достижений с заключением коммерческих сделок по выставленным образцам. На торгово-промышленных выставках проводятся публичные демонстрации промышленных изделий и товаров народного потребления страны или ее регионов. Такие мероприятия стимулируют развитие промышленности, служат целям рекламы, содействуют развитию внутренней и внешней торговли.

Некоторые выставки такого типа существуют на постоянной основе (например, Всероссийский выставочный центр в Москве).

Сегодня развитию выставочной деятельности уделяется большое внимание. Решения о совершенствовании выставочной деятельности приняты рядом ведущих министерств, в задачи которых входит насыщение рынков товарами народного потребления. К их числу относятся, например,

Положение о комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России, Концепция регулирования выставочной деятельности в области здравоохранения в Российской Федерации и Положение о комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации по выставочной деятельности, Порядок организации в Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных агентствах работ по информационно-выставочной деятельности. С целью обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 была образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности, которая является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, а также содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок.

В целях укрепления международных торговых связей Российской Федерацией было утверждено

Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств , подписанное в г. Минске 26 мая 1995 г., и образован Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Содружества Независимых Государств для обеспечения координации работы, взаимодействия и организации разноуровневой поддержки в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, осуществляемой в государствах - участниках СНГ (форумы, конференции, круглые столы, семинары, встречи представителей науки, культуры, деловых кругов и т.д.), который призван способствовать развитию международных контактов, обмену передовым опытом и технологиями, созданию благоприятных условий для взаимовыгодных торгово-экономических связей государств - участников СНГ многостороннего и двустороннего характера, пропаганде достижений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики , в области науки, техники и культуры, гуманитарной сфере.

Однако на сегодняшний день отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее вопросы правового регулирования выставочной деятельности. Правительством РФ 29 марта 2001 г. была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, предусматривающая разработку трех направлений, подлежащих нормативно-правовому регулированию:

1) блок, связанный с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности. Он предусматривает определение органа государственного регулирования и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы;

2) блок, связанный с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия. Он предусматривает, в частности, требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедуру и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т.д.;

3) блок, связанный с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачей разрешений на проведение таких выставок.

Т.Э. Сидорова считает, что основными положениями о выставочно-ярмарочной деятельности было бы целесообразно урегулировать нормы, определяющие основные понятия, относящиеся к торговым ярмаркам, торговым выставкам, участникам ярмарок и выставок и организаторам выставочно-ярмарочной торговли и т.п., а также основу правового положения ярмарок и выставок; состав участников и принципы их взаимодействия; органы, правомочные принимать специальные нормативные акты , регламентирующие отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности.

Торговый центр

Торгово-развлекательные и торгово-офисные центры - это крупноформатные многофункциональные комплексы, отличительной особенностью которых является совмещение в одном объекте недвижимости нескольких организаций различной функциональной направленности. Торговые центры могут включать в себя одновременно и отделы по продаже продовольственных товаров, и отделы по продаже промышленных товаров, развлекательные заведения, кинотеатры, деловые центры.

Деятельность торгового центра направлена на удовлетворение самых широких интересов покупателей.