Краткая история одного из древнейших городов мира и Узбекистана – города Самарканд. История самарканда с древнейших времен и до наших дней Самарканд один из древнейших городов

Самарканд – потрясающий, многоликий и неординарный город Узбекистана. За долгие годы существования города, его название не раз менялось. За это время многие правящие династии сменяли друг друга, его отстраивали, разрушали и сжигали, а потом опять отстраивали и так постоянно.

Продолжительное время Самарканд был столицей знаменитой империи Тамерлана. Он не уступает по возрасту таким мировым городам - долгожителям, как Рим, Вавилон и Афины. Он привлекал интерес известных политиков, бизнесменов и многочисленных путешественников. Во времена царствования Амира Тимура город получил особый расцвет. Великий правитель смог превратить Самарканд в центр своей огромной империи. Благодаря выгодному географическому месторасположению он стал торговой развязкой Великого Шелкового Пути.

В Старом городе сохранилось много восхитительных построек средневековой архитектуры. Главная достопримечательность – мавзолейный комплекс , который находится на склонах Афросиаба. Начало его строительства датировано 12 столетием. Центральная застройка велась на протяжении 14 - 15 веков, при Тимуре. В основном там похоронены женщины – родственницы Тимура. Все усыпальницы имеют богатый архитектурный декор в виде резной мозаики, расписной майолики и поливной терракоты.

Сегодня административный центр – город Самарканд занимает в стране второе место по величине после . Его площадь составляет близко 100 кв.км. Город административным способом поделен на три крупных района.

В Самарканде по данным официальной переписи 2007 года проживало 366 тыс. населения. Национальный состав жителей неоднороден, но больше всего проживает тут таджиков, узбеков, русских, евреев и иранцев. Преобладают языки: таджикский, узбекский и русский. повлияла на то, что сегодня больше всего в Самарканде проживает этнических таджиков. По этой причине таджикский язык тут очень распространен и, хотя он не имеет в городе официального статуса, но остается основным в общении жителей разных национальностей. Отметим, что таджикские общины являются немногочисленными и в основном они расположены в пригороде.

Сколько лет Самарканду?
Гипотетически Самарканд может быть ровесником Рима и Афин, но знать точно, сколько ему лет мы не можем. Существует множество предположений относительно этого вопроса, но все они только теоретические, и по причине давности лет мы не можем проверить эти догадки. Поэтому нам остается только одно, рассмотреть некоторые теории и прислушаться к той, которая нам покажется более реалистичной.

Первое предположение – 2750 лет. Ученые изучили результаты радио-нуклеидных анализов нижнего пласта земли, которые были проведены в 2004 году на территории городища Афросиаб. Они считают, что эти данные не полные и что предположения о возрасте города будут еще меняться в зависимости от результатов дальнейших исследований почвы в нижних слоях.

Ряд арабских ученых -историков тоже присоединяются к умозаключению, что городу не менее 2750 лет. Объясняют они свое предположение тем, что в этом вопросе нужно отталкиваться от рождения пророка Мухаммеда, а это 5 - 6 столетия до н.э.

Другая версия называет цифру - 3700 лет. Это предположение высказал знаменитый арабский историк по имени Абу Хафс Омар. Он был уверен, что к моменту арабского захвата Самарканда (в 7 столетии), город уже достиг 2500 летнего возраста. Поэтому можно предполагать, что город основали во 2-м тысячелетии до н.э.

Еще одна, самая распространенная версия гласит, что исполнилось Самарканду уже 4500 лет. К такому мнению присоединяется значительная часть арабских историков средневековья. Они писали, что город основали за 3 тыс. лет до появления Пророка, а это третье тысячелетие до н.э.

Откуда произошло название города?
Сложность узнать абсолютную правду о Самарканде. Вероятнее всего, это связано с его древним возрастом. Ведь отыскать нужные документы, где точно и ясно указывались бы все сведения, которые интересуют современного человека, просто невозможно. По этой причине сегодня нам остается только гадать, предполагать и работать над расшифровкой древних текстов. Всем хочется понимания, ясности и исторической правды. Но отсутствие загадок сделало бы нашу жизнь неинтересной, однообразной, и нам бы не понадобилось познавать что-то неизведанное. Так определен ход нашей жизни.

Имеется много версий в вопросе происхождения наименования города Самарканда. В доказательство одних версий легли многочисленные легенды и народные сказания, а объяснением других служат исторические научные исследования.

Так, одна из легенд связывает наименование города с именем некоего Самара. Он прославился тем, что на месте города он смог выкопать родник и добыть из него воду. Позже около родника стали жить люди, население росло, и так основался город. Народ помнил о поступке Самара и в его честь назвал свое поселение «Самарканд», а дословно это слово можно перевести как «Самар выкопал».

Еще одна легенда уверяет, что город назвали в честь ученых, руководивших постройкой города, Самар и Камар. Приставка «канд» может происходить от «кент», что в переводе означает «город». По этому преданию, Самара и Камара похоронили недалеко от площади Регистан.

По другому преданию вышеупомянутые имена вовсе не принадлежали к строителям города, а так звали царя Самара и его жену царицу Камар и возвели город именно по приказу этого правителя.

Существует и романтическая легенда, в которой говорится о том, что первые поселения построили на месте современного Самарканда во имя любви и верности молодой пары, их имена были Самара и Канд.

Другое романтическое предание связано с Александром Македонским. В ней говорится, что город был построен по приказу этого правителя, который был влюблен в очаровательную Самар. Он назвал город в честь этой девушки.

Ученые далеки от романтики в вопросе происхождения наименования города и поэтому они придерживаются в большей степени аргументированных версий.

Слово «Самарканд» произошло от тюркского словосочетания «Симиз Кент», что означает «Богатое поселение». И, вероятнее всего, это тюркское словосочетание произошло от китайского выражения «Си-ми-се-кан», что означает «Тучный город». Такие свидетельства о городе находили в многочисленных исторических документах, написанных путешественниками с разных континентов.

Греческая вариация названия города звучит как «Мараканда». Такое название могло происходить от древнеперсидского слова «Маураканд», означающего приблизительно такое: «Город на реке, берега которой поросли растительностью». Такое название вероятно могло соответствовать истине, потому что Самарканд размещен в долине реки, по берегам которой пышно растут тугаи. Другая версия говорит, что «Мараканда» переводится с древнеперсидского языка как «Благодатный город» и что растительность тут вовсе не причем.

Символ города
Вот уже много веков бессменным символом Самарканда является могучий Барс. Об этом животном жителями города сложены легенды. По одной из них, во время закладки фундамента города, к людям с вершин гор решил спуститься леопард. Зверь обошел новостройки, одобрил начинание людей и удалился к себе обратно в горы. С того времени для жителей Самарканда Барс не просто сильное и смелое животное, он стал настоящим символом города. Барс изображен на знамени и гербе города. Он символизирует власть, могущество и Солнце. Барс с пылающим на спине Солнцем украшает и медресе Шер-Дор, являясь олицетворением правящего лица. Его силы и могущество приравниваются могуществу земли и неба. Поэтому только Барс может нести на себе жизненную Звезду.

Всех, кто въезжает в город, приветствует Барс, который приподнимает вперед свою лапу. Этот жест означает, что город чистосердечно приветствует своих гостей и желает им добра и благополучия.

Отметим, что Барс с пылающим Солнцем на спине изображен не только на здании

Дата основания Самарканда остается спорной. Отсчет истории города принято вести от 750 года до н. э.: известно, что уже в VIII столетии до н. э. здесь возвышались стены Афрасиаба – укрепленной столицы исторической области Согдиана. Примерно в то же время на Апеннинском полуострове был основан Рим, а в Древней Греции проходили первые Олимпийские игры.

В обозримой письменной истории о благословенной Согдиане рассказывается в собрании священных текстов зороастрийцев – Авесте. Создание этого сборника датируют 1200-800 годами до нашей эры. Древнегреческим географам Афрасиаб был известен как Мараканда. Само название города на согдийском языке означало «Каменная крепость», существуют и другие версии. В VI веке до н. э. Самарканд вошел в огромную империю персидского властелина Кира Великого, простиравшуюся от Средиземного моря до Индии . Основанная Киром династия Ахменидов была сокрушена Александром Македонским. Его войска взяли Самарканд в 329 году до н. э. В течение последующих столетий в городе властвовали правители эллинистических государств, возникших из распавшейся империи Александра, затем персы и тюрки. Среди пестрого многонационального населения города уживались общины, исповедовавшие зороастризм и буддизм, индуизм и христианство, иудаизм и манихейство.

Исламская эра в истории древней области Согдиана наступила в начале VIII века, когда войска арабского халифата Омейядов захватили Бухару , Хорезм, а затем и Самарканд. Этот регион стал известен как Мавераннахр. Большая часть населения приняла учение пророка Мухаммеда, храмы старых богов были разрушены. Взамен возводились мечети и медресе. Самарканд стал одним из крупнейших центров исламской науки и культуры. Здесь жили и творили известные средневековые ученые, врачи, художники, музыканты, философы и поэты. Назовем лишь самые прославленные имена: Абулькасим Фирдоуси, Абдурахман Джами, Абу Абдуллах Рудаки, Омар Хайям.

Более двух тысяч лет Самарканд был ключевым городом в торговле между цивилизациями Востока и Запада. Здесь, в долине реки Зеравшан, сходились основные маршруты Великого шелкового пути. Большинство торговцев не преодолевало весь Шелковый путь, протянувшийся на многие тысячи километров. Караваны шли от оазиса к оазису, от города к городу, где купцы продавали свои товары на местных базарах. Там формировались новые караваны, направлявшиеся далее к западу. Неоднократно перепроданные китайские шелка и фарфоровые вазы, драгоценное оружие из Индии , благовония из Аравии, пряности из Юго-Восточной Азии, самоцветы, украшения и прочие сокровища становились все дороже и дороже. Крупнейший рынок в пределах Центральной Азии находился в Самарканде.

Шелковый путь способствовал также распространению философских идей и религиозных учений, культурных традиций, исторических преданий, научных знаний и новых технологий. Так, в 751 году новой эры в Самарканде впервые в исламском мире началось производство бумаги. Секрет ее изготовления раскрыли пленные китайские мастера. Именно из Самарканда технология производства бумаги распространилась по исламскому миру, и только через несколько столетий ею овладели европейцы.

В 1220 году Самарканд завоевали полчища монголов, они господствовали здесь в течение полутора веков. Древнейшие сооружения города были разрушены, но на их месте быстро появились новые архитектурные ансамбли. Знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута посетил Самарканд в 1333 году. Восхищенный географ назвал его одним из величайших городов мира и самым совершенным из них по красоте.

Наивысшего расцвета Самарканд достиг в XIV-XV столетиях, когда он стал столицей империи великого завоевателя Тамерлана (Тимура) и его потомков – Тимуридов. Среди них выделяются эмиры Бабур, оставивший блестящие описания Самарканда XV века, и Улугбек, создавший в городе университет и астрономическую обсерваторию. В этот период Самарканд стал истинным центром науки и культуры.

В 1501 году город захватил узбекский хан Шейбани, включив его в Бухарскую державу. Правитель был одаренным писателем и поэтом. До нас дошли его произведения, теперь хранящиеся в Стамбуле . В XVI-XVII веках главный тракт Великого шелкового пути переместился в Бухару , и Самарканд постепенно пришел в упадок.

Весной 1868 года Самарканд, принадлежавший в то время Бухарскому эмирату, был «временно» захвачен войсками российского генерала Константина фон Кауфмана. После пятилетних переговоров с эмиром Бухары Музаффаром и подписанием мирного договора в 1873 году, вся Зеравшанская область, включая Самарканд, была официально присоединена к владениям Российской империи. В городе началось строительство русских кварталов, где жили офицеры и чиновники, возводились церкви, гостиницы, рестораны, магазины, общественные здания. К 1888 году сюда подвели рельсы железнодорожной магистрали.

После Октябрьской революции 1917 года Самарканд стал столицей Туркестана, с 1925 года в городе располагалось правительство советского Узбекистана , но уже через пять лет столицу республики перенесли в Ташкент . Еще в 1940 году узбекская письменность была переведена на кириллический алфавит. С 1990-х годов продолжается реформа перевода письменности на латиницу, но движется она медленно. На улицах Самарканда встречаются надписи и на кириллице, и на латинице.

География и климат

Самарканд располагается на северо-востоке Узбекистана , в долине реки Зеравшан, в 35 км от границы с Таджикистаном на востоке. Город выстроен на обширном плато, которое возвышается на 720 м над условным уровнем моря. Примерно в 20 км к юго-востоку поднимаются горы Зеравшанского хребта со средней высотой более 4 км. Его высочайший пик – гора Чимтарга (5489 м).

Долина Зеравшана во все времена славилась плодородными землями. Еще в X столетии арабский путешественник описывал окрестности Самарканда как бесконечные фруктовые сады, виноградники, зеленые пастбища и тучные поля, протянувшиеся на восемь дней пути.

Площадь Самарканда составляет 120 км², а его население превышает 530 тысяч жителей. Через город проходят важные автодороги и железнодорожная магистраль. От Ташкента Самарканд отдален на 270 км по шоссе М39, ведущем на северо-восток; до Бухары – 240 км к западу по автотрассе М37.

Самарканд расположен в зоне субтропического внутриконтинентального климата. Летом здесь жарко, зимы не очень холодные. Большая часть осадков выпадает с декабря по апрель. Температура воздуха опускается ниже 0 °С в середине ноября. Средняя температура самого холодного месяца – января – варьирует в пределах от –2 °С до + 2 °С. Иногда случаются резкие кратковременные понижения температуры воздуха до –10 °С, а то и до –20 °С. В январе 1969 года в Самарканде отмечался необычайный мороз, достигший отметки в –25,4 °С. Экстремальными выдались и несколько январских дней в 2008 году, когда столбики термометров опустились до –22 °С. А вот в январе 2015 года на улицах города стояла вполне комфортная, летняя погода: +23,2 °С.

Весна приходит в Самарканд рано, быстро и решительно расправляясь с холодами. Уже в конце марта – начале апреля воздух прогревается до +10...+15 °С. Наиболее жаркий период отмечается в июле и августе, когда днем нередко бывает +35...+40 °С в тени. Температурный максимум метеорологи зафиксировали в июле 1983 года: +42,4 °С.

Лучшее время для визита в Самарканд – весна, когда на улицах уже по-летнему тепло, а воздух насыщен ароматами цветущих садов. Комфортно в древнем городе и в начале осени: лето все еще не сдает свои позиции, а рынки завалены дарами садов и полей – свежими фруктами и овощами, виноградом, орехами и ароматной зеленью.

Достопримечательности Самарканда

В Центральной Азии не слишком много городов, способных соперничать с Самаркандом по количеству замечательных исторических памятников. Однако все архитектурные шедевры раннего Средневековья, восхищавшие современников, были разрушены войсками Чингисхана, захватившими Самарканд в 1220 году и предавшими его огню и мечу. Глиняные кирпичи, из которых были возведены здания города, в пожарищах рассыпались в прах. Но к северо-востоку от современных центральных районов под наносами земли все же сохранились хорошо различимые следы погибших в XIII веке дворцов и жилых кварталов. Здесь находится всемирно известная археологическая локация, занимающая около 200 гектаров, – раскопанные руины древнего Афрасиаба. Расчищены улицы, вымощенные камнем, фундаменты могучих стен и башен, дворцов, общественных зданий, ремесленных мастерских. Исследования начались в конце позапрошлого века. Тут найдены оружие, монеты, украшения, керамика. На стенах руин сохранились замечательные фрески VI-VII столетий. С находками археологов можно познакомиться благодаря экспозиции музея, выстроенного на территории раскопок.

В северной части древнего городища осмотрите дивное место, напоминающее декорацию восточной сказки, – архитектурный комплекс Шахи Зинда, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый квартал мечетей и мавзолеев, возводившихся с XI по XIX столетия. Тут погребены знаменитые правители, ученые, богословы. В комплексе Шахи Зинда находится самое старое сооружение Самарканда, дошедшее до нас без изменений, – усыпальница Кусам ибн-Аббас, датируемая 1334 годом. От более ранних зданий сохранились лишь фундаменты и надгробные плиты. Постройки, украшенные поливной майоликой, соединены арочными галереями с изящными куполами. Среди них – мавзолей Ходжа Дониер (Святого Даниила). По преданию, тут хранится часть останков библейского пророка Даниила, толковавшего вещие сны вавилонскому царю Навуходоносору. Сам Тамерлан привез мощи в свою столицу из завоеванного города Сузы. У мавзолея находится источник святой воды. Говорят, он брызнул из-под копыта коня Тамерлана, везшего ларец с прахом пророка, и царственный всадник приказал выстроить крипту именно здесь. Со всего света сюда прибывают паломники, исповедующие христианство, ислам и иудаизм – пророка Даниила почитают во всех трех мировых религиях. Мавзолей открыт для посещений с 09:00 до 17:00, входной билет обойдется в 10 000 сумов.

На юге городища Афрасиаб пологий холм украшен мечетью Хазрет-Хызр, заложенной в VIII веке. Здание было разрушено во время монгольского нашествия, впоследствии восстановлено и перестроено в XIX веке. Считается, что его архаичный облик мало изменился. Туристам разрешено подниматься на минарет мечети. Отсюда открывается прекрасная панорама Старого Самарканда с площадью Регистан . У подножия холма расположен шумный Сиабский базар. За мечетью находится мемориальный комплекс, в котором похоронен первый президент Узбекистана Ислам Каримов, умерший в 2016 году. Вход в мавзолей бесплатный.

Большинство всемирно известных архитектурных сооружений Самарканда было возведено в эпоху правления Тамерлана (Тимура) и его потомков в XIV-XVI столетиях, когда этот великолепный город был избран столицей созданной Тимуром империи, простиравшейся от берегов Каспия до Индийского океана . Главное архитектурное сокровище Самарканда – изумительная по красоте соборная мечеть Биби-Ханым. Тамерлан повелел возвести этот грандиозный храм в 1399 году, и уже через три года над столицей империи на 40 метров вознесся лазурный купол великолепного творения зодчих. По богатству убранства этой мечети не было равных. Здесь одновременно возносили молитвы 10 000 верующих. К мечети ведет колоссальный входной портал с 18-метровой стрельчатой аркой. Это сооружение во многом определило облик архитектуры Центральной Азии на последующие века. Стоимость посещения комплекса – 12 000 сумов.

Тамерлан умер в Самарканде в 1405 году. Великий завоеватель погребен под куполом мавзолея Гур-Эмир – еще одного выдающегося памятника средневекового зодчества, ставшего образцом для знаменитого мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенного одним из его потомков.

В 1417 году внук Тамерлана Улугбек, мудрый правитель и гениальный ученый, возвел на торговой площади Регистан университет (медресе). Кроме богословия здесь преподавали математику и астрономию, медицину, философию, арабскую и персидскую литературу. В начале 20-х годов XV века Улугбек выстроил в 5 километрах от площади Регистан крупнейшую на то время обсерваторию. Здание представляло собой цилиндрическую башню высотой более 30 м и диаметром около 46 м, через которую проходил грандиозный секстант радиусом 40,2 метра. Это был самый большой в мире точно откалиброванный неподвижный прибор, позволяющий определять положение Солнца, Луны, звезд и планет, пересекающих небесный меридиан над горизонтом. Результатом работы группы талантливых математиков и астрономов, приглашенных правителем Самарканда, стал непревзойденный по точности каталог расположения 1018 звезд. Он служил арабским и европейским ученым авторитетным справочником на протяжении нескольких столетий. К несчастью для науки, работы ученых прервали военные действия в 1449 году. Улугбек погиб, его обсерватория была повреждена религиозными фанатиками, впоследствии местные жители разобрали сооружение для строительства новых зданий. Только в 1908 году российский археолог и востоковед Василий Вяткин обнаружил сохранившиеся фундаменты и подземные помещения Самаркандской обсерватории. Сегодня часть ее сооружений воссоздана, здесь действует музей, где хранятся репродукции средневековых рукописей и карт звездного неба, портреты выдающихся средневековых ученых, астрономические приборы, которыми пользовались во времена Улугбека. Тут можно увидеть и макет реконструкции его обсерватории.

Медресе Улугбека стало первым монументальным зданием на площади Регистан . Ансамбль главной площади города был гармонично дополнен великолепными сооружениями медресе Шердор и медресе Тилля-Кари, возведенными в XVII веке. В архитектурную панораму площади Регистан входит родовой мавзолей династии Шейбанидов (XVI в.) и шестигранный крытый рынок Чорсу, возведенный в XV веке и перестроенный 200 лет спустя. Чорсу отреставрировали в 2005 году, сейчас здесь расположена художественная галерея.

Обратите внимание на экологичный текстиль из хлопка. Если поторговаться, – а здесь это непременный ритуал и условие удачной сделки, – симпатичную легкую рубашку можно купить за 15 000 – 20 000 сумов (около 1,5-2 €). В качестве недорогих экзотических презентов друзьям можно привезти яркие сатиновые и хлопчатобумажные тюбетейки. Стоимость этих национальных головных уборов на рынке – от 5000 сумов (примерно 0,5 €).

Очень красивы самаркандские шелковые ковры. Эти недешевые изделия стоит приобретать из первых рук – прямо на известной ковровой фабрике «Худжум», где проводятся интересные экскурсии и действует фирменный магазин. Здесь также продаются узорчатые халаты, верхняя одежда, платки, постельное белье.

Среди вкусных сувениров из Самарканда – белый хлопковый мед (1 кг – 20 000 сумов). Рекомендуем попробовать и нават – кристаллы из сахара и уваренного виноградного сока с медом и пряностями. Также можно выбрать сладкие гостинцы из десятков видов халвы и других восточных десертов. В дороге не потеряют своих качеств дольки сушеной дыни, золотой самаркандский изюм, ароматная курага, сочный чернослив.

Популярны наборы изумительных специй. В рядах торговцев пряностями царят головокружительные ароматы, здесь вы найдете потрясающие вкусовые добавки со всего света – зиру и барбарис, кунжут и шафран, корицу и мускатный орех, мяту, имбирь, анис, бадьян, множество видов перца, молотый миндаль, смеси орехов и сухофруктов. Стоит учитывать, что некоторые приправы из Индии , Китая , Тибета , Индонезии и Пакистана обладают весьма специфическим запахом и вкусом. Например, тибетская соль с ее неприятным запахом сероводорода или дурно пахнущая индийская пряность асафетида. В пакетиках лежат подобранные смеси ингредиентов для приготовления различных блюд, но их содержание остается тайной – состав и пропорции специй продавцы на этикетках не указывают, в лучшем случае будет написано что-то вроде «Для плова» или «Для баранины». Нелишним будет прихватить с собой несмываемый фломастер, чтобы сделать на пакете пометку о назначении содержащейся в нем смеси.

Из местного алкоголя стоит приобрести черный бальзам «Самаркандский», настоянный на 28 травах. Стоимость бутылки целебного и вкусного напитка – от 50 000 сумов (4,77 €). Примерно в такую же сумму обойдется лаган – большое глазурованное блюдо для подачи плова, в той же цене набор красивых керамических пиал для напитков с чайником.

Невозможно равнодушно пройти мимо искусных изделий резчиков по дереву. За небольшую узорчатую шкатулку из прочной, словно камень, древесины карагача, продавцы спрашивают 20 000 – 25 000 сумов. Ценителям восточной музыки предлагаются национальные музыкальные инструменты, украшенные инкрустациями и резными узорами. Научиться играть на танбуре или дутаре непросто, но в любом случае эти экзотические инструменты украсят вашу гостиную, напоминая о путешествии в Самарканд.

Красивые авторские работы продаются в многочисленных сувенирных магазинах Самарканда. Хороший выбор украшений и сувениров предлагается на витринах Chorsu Art Gallery, что на Ташкентской улице. В доме № 43 на этой же улице находится арт-галерея «Птица счастья», где продаются национальные женские наряды с золотым шитьем, изящные ювелирные изделия.

Кафе и рестораны

В ресторанах Самарканда вы найдете любые блюда на свой вкус, но главное угощение тут – узбекский плов. Народная молва приписывает изобретение плова военным поварам Александра Македонского. Говорят, во время похода на Согдиану в обозе его армии однажды остались лишь мешки с рисом и баранина. Повара приготовили из них сытную кашу с мясом и ароматными степными травами – прообраз узбекского плова.

В каждом заведении Самарканда готовят плов по-своему. Благодаря «секретному» набору специй и выбору сорта риса, мяса, овощей, блюдо имеет разный вкус и аромат. Гурманы обращают внимание на тончайшие нюансы привкусов и послевкусий. Если вам не по душе жирная баранина с острым вкусом, закажите сладкий плов с медом, фруктами, мускатным орехом, нежным миндалем и шафраном.

Блюда узбекской кухни замечательно готовят в знаменитом ресторане Samarkand (ул. Махмуда Кашгари, 54). Чек за плотный обед без спиртных напитков не превысит 52 000 – 75 000 сумов (5-7 €) с человека. Ресторан работает с 10:15 до 22:45. Вас удивят невысокие цены и в других ресторанах города.

На рынках и улицах Самарканда с утра до ночи открыто множество закусочных. В любой чайхане можно совсем недорого утолить голод ароматной самаркандской лепешкой, вкусной самсой, порцией плова, шурпы или лагмана. На Сиабском базаре обед из порции супа, плова, салата, свежей лепешки и стакана чая обойдется в 8000 сумов.

В заведениях фаст-фуда с «западным» уклоном за хот-дог с сосиской и острой приправой требуется заплатить 3000-5000 сумов, гамбургеры и чизбургеры стоят по 6000-8000 сумов, курицу-гриль подают за 22 000 сумов, порционный картофель фри – за 2000 сумов. Вездесущая итальянская пицца с узбекским «акцентом» в Самарканде стоит от 16 000 до 22 000 сумов. За креманку с порцией сливочного мороженого нужно заплатить примерно 1000 сумов, в такую же сумму обойдется стакан чая или чашечка крепкого черного кофе.

Где остановиться

В Самарканде довольно широкий выбор гостиниц – от четырехзвездочных отелей до недорогих гостевых домов. Много хостелов располагается в центре города, недалеко от главных достопримечательностей. Состоятельные путешественники останавливаются в шикарном отеле Registan Plaza 4* , расположенном недалеко от мавзолея Гур-Эмир. За номер тут нужно заплатить от 74 до 210 € в сутки (завтрак включен).

Туристы отмечают высокий уровень обслуживания и доброжелательность персонала в недавно построенной гостинице . Летом часть столиков ресторана расставляют в саду, у открытого бассейна. По договоренности гостей в аэропорту встречает микроавтобус. Стоимость суточного проживания – 115-173 €.

К числу лучших гостиниц Самарканда принадлежит Hotel Grand Samarkand Superior 4* . Просторные номера отделаны с восточной роскошью, на крыше здания расположен бассейн, в распоряжении гостей – ресторан и бар, сауна, массажный салон, во внутреннем дворе есть зимний сад с экзотическими растениями и певчими птицами. Стоимость проживания здесь стартует от 117 €. Еще один популярный четырехзвездочный отель –

Хорошие отзывы в сезоне-2019 собрал (ул. Турсунова, 127). В недавно отремонтированных номерах установлены новая мебель и сантехника, телевизоры, кондиционеры, оборудованы мини-кухни. Завтрак (шведский стол) подается на летней веранде, выходящей в сад. За дополнительную плату хозяйка проводит кулинарные мастер-классы по приготовлению национальных блюд. По соседству находится недорогое кафе. Суточное проживание обойдется в 34-46 €.


У стен мечети Биби-Ханым находится гостиница Bibikhanum 3* (ул. Ташкентская, 10). В холле располагаются сувенирный магазин и салон красоты. По соседству – арт-кафе, ресторан с национальной кухней, крупнейший в городе рынок, информационное туристическое бюро и пункт обмена валют. Завтрак подается на террасе, расположенной на крыше гостиницы (шведский стол, включен в стоимость проживания). Диапазон цен – 59-69 € в сутки.

Из аэропорта в центр города и другие районы Самарканда с 06:00 до 0:00 направляются автобусы № 8, 10, 19, 23, 31, 37, 52 и 60. Время в пути – 15-20 минут, стоимость билета – 1200 сумов (0,11 €). Поездка на такси обойдется в 12 000 – 13 000 сумов.

Следует выезжать на юго-восток, по шоссе М5, в направлении Рязани , или по трассе М4, в направлении Тамбова . Путь проляжет через исторические города России , которые вам наверняка захочется осмотреть. В Казахстане вы проедете через Байконур , в Узбекистане – через Ташкент . Преодолеть предстоит 3453-3676 км, в зависимости от избранного пути. Поездка со сменным водителем и краткими остановками на отдых и перекус займет около 64 часов.

Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).

В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.

Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.

Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

История

Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.

Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.

В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

Наука

В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.

Высшие учебные заведения

Главные достопримечательности Промышленность

По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.

В машиностроительном комплексе имеются предприятия:

  • «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
  • ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
  • ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
  • OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.

В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:

  • СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
  • СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
  • Самаркандское чаефасовочное предприятие.

Отправить заявку

История Самарканда берет свое начало несколько тысяч лет назад и не уступает таким древним городам, как: Афины, Вавилон, Рим и Мемфис. Люди давали городу много имен. В наши дни столица империи Тамерлана неофициально зовется «Эдемом Востока», «Римом Востока» и «Жемчужиной мусульманского мира». До тех пор пока не побывать здесь и не увидеть все красоты, эти названия кажутся просто словами. Поэтому заканчивайте теоритическую часть ознакомления с «Эдемом Востока» и приезжайте . Вы увидите полный достопримечательностей город, который открывает за своими воротами незабываемые зрелища.

Но становление Самарканда было нелегким, по этой земле ступали войска Александра Македонского, арабских захватчиков и отряды Чингисхана. Этот город мог стать столицей мира, когда Тамерлан занимался расширением своей империи. Древние источники гласят, что здесь произошло становление таких легендарных людей как: Улугбек, Джами, Рудаки, Бабур, Омар Хайям, Мукими, Авиценна, Садриддин Айни и др.

Становление
Первые упоминания о Самарканде встречаются в Священной Книге зороастризма «Авеста» (1 тыс. до н.э.). Мы узнаем, что в устье реки Заравшан жили земледельцы. Они занимали юго-восточную территорию современного Узбекистана, которая в собрании священных текстов как Сугд (Согд). Тут было много воды, высокие горы и большие пастбища. Главным городом этих земель считался Мараканда, на его месте сейчас располагается Самарканд.

Мараканда, как и практически вся Средняя Азия в 6 веке до н.э. был захвачен персами. Но победа далась захватчикам нелегко и сражения велись около 200 лет. Грекоязычный писатель Полиен писал в своих трудах о незаурядном мужестве местных жителей. Со страниц его произведений мы узнаем о героическом подвиге пастуха Ширака из племени саков, который хитростью увел армию царя Дария I от крепостных стен города. Пастух вел персидских воинов по пустыне более семи дней, путая следы и уводя как можно дальше от родного города. Парень понимал, что это путешествие станет для него последним, но не останавливался. Истощив запасы продовольствия и изнывая от жары, персы догадались о вероломстве пастуха. Они предлагали юноше жизнь, если он покажет им правильный путь. Но Ширак не поддался на уговоры и был убит. Отряд еще долго блуждал по пустыне, но не смог выбраться из ее песчаных лабиринтов. Поэтому жертва Ширака не была напрасной и принесла его народу, небольшую, но важную победу.

Греко-македонские завоеватели
Персидские захватчики были изгнаны только в 4 веке до н.э. Но свободными и независимыми жители Маракады были недолго. Войска Александра Македонского схлестнулись с персидской армией и заставили Дария III спасаться бегством. Став властителем Мараканды, Александр не остановился на этом и направил войска на Ферганскую долину, но быстрой победы достичь не удалось. Мараканда не хотела сдаваться, организовывались постоянные восстания.

Одно из самых известных восстаний против македонского ига возглавлял Спитамен. Это был один из самых первых мятежей в истории Средней Азии. Ради борьбы за свою свободу против армии Македонского встали жители нескольких крупных городов. Полководец понимал, что даже факт самого восстания – это оскорбление для человека, который смог завоевать полмира. Поэтому непокорных жителей нужно было жестоко наказать. Улицы городов были залиты потоками крови. Для штурма крепостей греки использовали даже стенобитные машины. Пока шло основное сражение Македонский с небольшим отрядом тайно пробрались в город, пройдя по руслу речки. В итоге практически все жители города были убиты. В это время повстанцы во главе со Спитаменом дали грандиозный отпор военному гарнизону в Мараканде. Александр срочно перебросил часть своих войск в горячую точку. На помощь Спитамену пришли кочевники-дахи и совместно они разбили новый отряд Македонского. Неприятное известие о поражении заставило великого полководца усилить атаку на Спитамена. Лидер ополчения понял, что сила греков слишком велика и скрылся в пустыне. Разъяренные отряды воинов начали показательное уничтожение жителей. Оазис Заравшан был уничтожен мечами тысячной армии. Тем временем Спитамен объединился с племенами массагетов, чтобы нанести новый удар по силам противника. Но выиграть сражение он не смог и снова скрылся в песчаной долине, готовить новое сопротивление.

В 327 года до н.э. армия непобедимого македонца направилась осаждать восстание на склоны Гиссарского хребта. Воинам была обещана значительная награда за проявленную смелость. После успешной спецоперации в плен попал соратник Спитамена, Оксиарт вместе со своей дочерью Роксаной. Чтобы привлечь на свою сторону местную знать Александр женился на девушке и по случаю свадьбы устроил пышный праздник. Задобренная подарками аристократия предала Спитамена и народное сопротивление было подавлено. Спитамена убили в результате коварного сговора, а Мараканда была практически полностью разрушена.

Нельзя сказать, что правление Александра имело для страны только пагубные последствия. За это время отстраивались новые города, земледельцы заняли более высокое место в обществе, усилились рабовладельческие отношения, повсеместно распространялась эллинистическая культура, развивались экономические связи между странами Империи.

Времена после «македонского» периода
Важное место в истории Самарканда занимает город Афросиаб, ведь именно на его территории позже была образована столица империи Тимура. Сейчас от Афросиаба осталось древнее городище, представляющее собой просторный безжизненный холм. Ученые и археологи со всего мира приезжают сюда, чтобы исследовать эту удивительную местность, сохранившую следы древних цивилизаций.

Внезапная кончина Александра Македонского стала причиной разделения территории Средней Азии между династией Селевкидов. Народ не принял новых правителей и восстал, после долгих сражений образовалось Греко-Бактрийское государство, объединившее Согдиану, Бактрию и Маргиану.

В I столетии н.э. Согдиана и Бактрия стали частью царства Кушан. Года правления Канижке стали для государства временем расцвета и расширения за счет присоединения части Восточного Туркестана.

В конце V столетия Кушанское царство прекратило свое существование, не выдержав постоянных нападений кочевников эфталитов. В VI веке в китайских исторических летописях «Северных дворов» впервые упоминается Самарканд, где он называется Сиваньгиней.

Состав населения Самарканда много веков тому назад был очень разнообразным, что объясняется частыми войнами и пролеганием Шелкового Пути. Религией большинства жителей был зороастризм – культ огня.

В VII столетии Самарканд стал важным торговым и политическим центром Средней Азии. Самаркандские земли были захвачены арабами, которые стали распространять здесь ислам. Не все люди хотели менять свою религию, но арабы все-таки смогли переубедить язычников в правильности верованию в Единого Бога.

Но захватив Самарканд, арабы не смогли подчинить себе Согд. Поэтому с 713 года против захватчиков начинаются массовые восстания. Одно из самых крупных повстанческих движений возглавлял Муканна.

В преддверии прихода монголов
Арабское государство не могло сдерживать частые мятежи, они сильно ослабляли его. В итоге правящую верхушку вместо арабов заняла местная династия Саманидов. Ее представители правили с 819 по 899 год. За период с XI по XII века Самарканд часто переходил из рук одних завоевателей к другим (здесь правили Караханиды, Сельджуки, Каракиты и хорезмийцы).

Чингисхан и династия Чингизидов
Весной 1220 года Самарканд заняла армия монгольского завоевателя Чингисхана. Местные жители вооружились и хотели дать отпор врагу, но власти не препятствовали монголам и открыли им ворота. Не все самаркандцы были с этим согласны и пытались сопротивляться. В итоге около 30 тысяч людей отправили в Монголию в качестве пленных, остальные мятежники были убиты. Встреча с войском Чингисхана закончилась для Самарканда глобальными разрушениями, но в руинах он оставался недолго.

Вскоре умер Чингисхан, и его наследники не смогли поделить монгольскую империю, быстро разрушив ее. Но через 150 лет потомок Чингисхана Тамерлан смог объединить земли снова и создать еще более великую империю. В 1370 году Самарканд становится ее столицей.

В 1405 году Тимур умирает, и его империя также быстро рушится, как и государство Чингисхана. Потомки Тамерлана вели провальную политику, междоусобные войны и всеми своими действиями только разрушали некогда огромную империю. Понемногу сужались границы государства, торговые пути через Самарканд перестали иметь первостепенное значение, а экономическое положение страны с каждым годом все больше ухудшалось.

С XVI по XXI столетие
В XVI веке тюрко-монгольские племена были объединены под владычеством династии Шейбанидов. Они пришли к власти после полного уничтожения всех тимуридских аристократов в правящей верхушке. Самарканд продолжает оставаться крупным городом, где развито ремесленничество и активно течет научная жизнь.

Начало XVII вплоть до XVIII столетия стали для города годами упадка. Ситуация улучшилась только с конца XVIII века, когда власти города начали восстанавливать старые кварталы и строить новые. Постепенно Самарканд становился красивей и привлекательней для жизни.

2 мая 1868 года город вошел в Российскую империю, как центр Заравшанского округа. Позже он стал центром Самаркандской области. После прокладки через Самарканд железнодорожных путей, его значение усилилось.

С 1917 по 1991 год в Самарканде правит советская
власть, но затем для города, как и для всего Узбекистана, наступает
долгожданная независимость.

Самарканд - второй по величине (509 тыс. жителей) город Узбекистана и его политический центр: местный клан крепко держит страну уже добрых полвека. А в прошлом... Самарканд значился древнейшим "живым" городом Советского Союза, и если за сам возраст соперники у него были (скажем, Керчь), то по вкладу в мировую историю Самарканд и Бухара уступают разве что молодым выскочкам Москве и Петербургу. я называл Восточные Афины, а эпитет Самарканда придуман давно - Рим Востока. Бухара издавна была городом денег, Самарканд - городом крови; герои Бухары - купцы и святые, герои Самарканда - цари и повстанцы с Тамерланом во главе. Соперничество их длилось долго, и если путь Бухары - пологая парабола, то путь Самарканда - синусоида с крутыми зигзагами. Впрочем, то история, в современности же они соотносятся несколько иначе: Самарканд - не только Рим, но и Вавилон, где уживаются попавшие туда в разные времена и по разным причинам таджики и узбеки, персы и арабы, русские и поляки, армяне и корейцы, евреи бухарские и ашкеназские, татары крымские и волжские, цыгане-люли и цыгане-рома, и всё это не враждует, а взаимодействует. Но историчечская суть по-прежнему верна: Бухара, я бы сказал - город мысли, а Самарканд - город дела. И в отличие от Самарканд многослоен и многогранен: туристы "второго уровня", вольные, но поверхностные, считают правилом хорошего тона сказать, что Самарканд их разочаровал, но это лишь от того, что Самарканд требует глубокого и неспешного погружения.

Увидеть Самарканд было моей мечтой с тех пор, как я начал путешествовать. Рассказ о нём будет состоять из 9-10 частей, не считая уже написанного в знаменитой гостинице Баходира и поездок в окрестные и . В первой части - история, колорит, ремёсла, традици (включая петушиные бои), люди.

Для начала полюбуемся Самаркандом с высоты минарета Улугбекова медресе на Регистане. Туда водят полулегально, а виды на сам Регистан я оставлю до следующей части. Но как в 19 веке Самарканд был городом лачуг у руин грандиозных древних построек, так и сейчас Самарканд - город махаллей из современных материалов с крышами ядовитых цветов у шедевров старины, прошедших грандиозную реставрацию при Советах. Вот вид на север (а пойдём мы по часовой стрелке, то есть каждый следующий вид правее предыдущего), на крупнейшую в Средней Азии мечеть Биби-Ханум (1399-1406) времён Тамерлана. Она и на заглавном кадре, а "наш" минарет на нём дальний, слегка накренившийся от веков и землетрясений:

О происхождении столь звучного названия Самарканд (или Мараканда) есть несколько версий со всех окрестных языков: согдийское Асмараканд ("Каменный город", как и Ташкент), тюркское Самускент ("Богатый город"), а то и вовсе переиначенное на другие языки "Согдиан". Афросиаб ом, вопреки расхожему мнению, он никогда не назывался, это имя легендарного царя-повелителя Турана, тёмной кочевничьей стороны мира, противолежавшей "светлому" земледельческому Ирану, то есть Самарканду персы отводили роль туранской столицы. История его известна с 8-6 веков до нашей эры, и первым, кто его покорил, был персидский "царь царей" Кир Великий. Более известно взятие Мараканды Александром Македонским в 329 году до нашей эры, после которого Согдиану охватило мощнейшее восстание: её жители встретили Искандера как освободителя от Ахеменидов, но поняв, что он такой же захватчик, поддержали ахеменидского потомка Спитамена , сумевшего на подступах к Самарканду нанести Александру единственное за весь его восточный поход поражние. После нескольких лет восстание выдохлось, Спитамена убил предатель, а над Ираном воцарились греки Селевкиды, основатель династии которых взял в жёны Спитаменову дочь Аламу. Самарканд отошёл на периферию, Бухара в те века ещё не поднялась из тени соседнего Пайкенда, а через Туран, "как птицы через комнату" пролетали кангюйцы, эфталиты, тюрки... От тогдашнего города осталось и Афросибаское городище, заметное и на кадре выше (за мечетью), и на кадре ниже (кладбище за мавзолеем Биби-Ханум; на переднем плане домики пешеходной Ташкентской улицы):

А следующий крутой поворот истории принёс в начале 8 века Кутейба ибн Муслим - полководец Арабского Халифата, вторгшийся с юга в это край, который арабы называли Маверанахр. Если Бухара в 709 году покорилась ему мирно, обменяв старую веру на власть в своём тучном оазисе, то Самарканд в 712 году был разрушен и опустошён жестоким штурмом. Лет на 200 "самаркандская" эпоха Средней Азии выпервые сменилась "бухарской", и эта ситуация, - Бухара договорилась, Самарканд героически пал - повторится здесь ещё не раз. Впрочем, главным в эти краях оставался Мерв в нынешней Туркмении, где 775 году объявился "Хаким из Мерва, красильщик в маске" (так назывался рассказ Борхеса об этих событиях) Муканна и начал проповедовать странное учение на стыке манихейства, исламского суфизма и веры в переселением душ, согласно которому в пророков воплощался сам бог, и последний пророк - он, Муканна, носивший маску, чтобы не слепить людей своей красотой (на самом деле, говорят, наоборот - он был плешив и кос). Начавшееся восстание "людей в белых одеждах" быстро перекинулось в Маверанахр, бушевало там 10 лет, и под Самаркандом "покровенный пророк" в 785 году погиб, в осаждённой крепости совершив самосожжение.
На кадре ниже - древний некрополь Шахи-Зинда на Афросиабском городище и довлеющая над городом сопка Кухак с загадочным мавзолеем Чупан-Ата ("Отец пастухов") без могилы:

И хотя ислам за сто лет тут вполне прижился, попытки свергнуть Халифат продолжались, и в 806 году в Самарканде Рафи ибн Лейс поднял новое восстание, быстро разошедшееся до Ферганской долины. В этот раз, однако, кончилось всё полюбовно, Рафи сложил оружие и получил прощение халифа-учёного аль-Мамуны , однако важнее было то, что за помощь в подавления восстания арабы возвысили персидский род Саманидов, в 819 году ставших наместниками Самарканда, а в 875 - и всего Маверанахра, превратившись в де-факто независимую от Багдада династию. Столицу они перенесли в Бухару, и эпоха Саманидов, в 999 году сменившихся пришедшими с востока тюрками Караханидами (с распадом империи которых надвое в 1040 году Самарканд стал столицей её западной части) пришлась на Азиатский ренессанс, культурный расцвет Большого Ирана. В окрестностях Самарканда в 858 родился Рудаки - основоположник персидской поэзии, а в 1064-68 годах здесь жил, учился и преподавал медресе самый известный на Западе поэт Востока Омар Хайям . Впрочем, это всё равно была эпоха Бухары, и список её персонали тех веков куда масштабнее.

На фото портал разрушенного землетрясением мавзолей Ишратхана 15 века и минарет некрополя Абди-Дарун. А ледяные вершины Зерафшанского хребта, по среднеазиатским меркам не высокие (около 2500м) невооружённым глазом видны из города еле-еле - но ультразум даёт такой почти алматинский сюжет:

В 1212 году над Самаркандом вновь сменилась власть - Караханидов потеснили Хорезмшахи (а ), но всего считанные годы отделяли Среднюю Азию, к тому времени уже больше тюркскую, чем персидскую, от величайшей в здешней истории беды - вторжения Чингисхана. Не поладил Потрясатель Вселенной именно с Хорезмом, где шах готовил поход на Багдад и вряд ли воспринимал монголов всерьёз, пока монголы за пару лет не стёрли Среднюю Азию в мелкую серую пыль, и из её городов избежать полного разрушения смогла каким-то чудом только Бухара. Самарканд договориться не смог, и потому опустел на десятилетия, возродившись в нескольких километрах от своих старых руин, так пропитанных кровью, что в них не росла трава. Но бойкое место пустым не бывает: уже в 1266 году в отстроившийся Самарканд переместилась столица Чагатайского улуса - всей Средней Азии от Афганистана до Алтая, которую Чингисхан в 1224 году отдал своему среднему и любимому сыну. Вскоре выделившись в отдельное государство, улус просуществовал ещё полтора века, но в 1347 году таки рассыпался напополам - на западный Мавверанахр и восточный Могулистан.

5а. флаг Чагатайского улуса.

Последний был сильнее, и за Среднюю Азию началась новая война могульского хана Тоглук-Тимура и эмира Хусейна , в которой как-то незаметно появился свой герой - Тимур из племени Барлас . О его молодости и начале пути наверх ничего не известно, в первых упоминаниях под 1361 годом он значится эмиром-наместником Тоглук-Тимура в родном городе Кеш (ныне Шахрисабз), но вскоре от интриг был вынужден бежать за Амударью, в туркменские пески, где у колодца повстречал Хусейна. В степи два эмира-изгнанника, как в каком-нибудь фэнтези, несколько лет вели разбойничью жизнь, побеждали и проигрывали, попадали в плен и были на волосок от продажи в рабство, а в одном из боёв Тимур лишился двух пальцев и получил рану ноги, на всю жизнь оставшись хромым, за что его прозвали Тимур-е-Лянг, то есть Хромой Тимур или Железный Хромец.
На фото - Гур-Эмир, мавзолей Тамерлана:

Наконец, в 1363 году эмиры крепко обосновались в Афганистане, в районе Балха, и как Ганнибал через Альпы, через Памир спустились в Маверанахр и деморализовав отряды местных узбеков иллюзией огромного войска (например, разведя в горах тысячи костров или снабдив каждую лошадь охапкой хвороста, поднимавшей пыль) в битве у Каменного моста разбили могульского царевича Ильяса-ходжу. В это же время умер Тоглук-Тимур, а Хусейн и Тамерлан в 1364-65 годах вновь овладели Самаркандом. Однако затем уже полноправный хан Ильяс-ходжа вернулся, и на Сырдарье произошла эпическая Битва в Грязи - в самый разгар боя хлынул ливень, и это спасло Тимура и Хусейна от разгрома - они отступили, открыв могулам путь на Самарканд.
На фото летняя и зимняя мечети Рухабада (1880-е годы) и горка, сущность которой для меня так и осталась загадкой:

И всё бы ничего, но в Самарканде в это время объявились сербедары - "персидские коммунисты" 14 века , с немалой жестокостью (говорят, идею башен из черепов Тамерлан почерпнул у них) свергавшие монархов и строившие справедливое общество, где все были равны и каждый имел права занимать любую должность. В Хорасане в 1335-89 годах существовало полноценное государство сербедаров, а в 1365 местная ячейка во главе со студентом Мавлан-задэ, старшиной цеха трепальщиков хлопка Абу Бекр Келеви и лучником Хурдаком Бухарским, устроила революцию в Самарканде. И если могулов "самаркандская коммуна" встретила единодушно враждебно и сумела отбить его штурм, то Тимур и Хусейн имели в городе много сторонников, и устроив контрреволюцию, таки заняли престол. Оставалось его поделить, и за считанные годы братья по оружью стали врагами. В 1370 году, после недолгой войны, Хусейн бежал в Балх, где был настигнут и пленён. Тимур обещал не казнить соратника, и сдержал слово - он просто не помешал одному из воинов совершить над Хусейном кровную месть.

7а. флаг Турана, более известного как империя Тимуридов.

В Самарканде отметились все три известнейших завоевателя - Александр Македонский, Чингисхан и Тамерлан (порядок хронологический), но таких городов было много, и лишь здесь один из них был своим. Но первые двадцать лет Тамерлан покорял ближнюю ойкумену - Могулистан, Иран, Хорезм да Золотую Орду, где ему противостоял Тохтамыш. Железный Хромец увлечённо воевал на несколько фронтов, доходя до Иртыша и Волги, а хуже всего приходилось Ирану: говорят, сначала Тамерлан пытался построить башню не из отрубленных голов, а из живых тел, скреплённых раствором, но "материала" оказалось так много, что это оказалось нереально. Впрочем, где тут правда, а где наветы побеждённых, теперь уже не разобраться, но история учит наветам не верить.
На фото мавзолей Рухабад (1380) на фоне советской гостиницы "Самарканд", близ Гур-Эмира.

Однако укрепив ядро империи, завоеванием мира Тамерлан в 1390-х годах занялся вплотную, и как ни странно, главным выгодополучателем (несмотря на разорение Рязани и Ельца) стала Русь: в Пятилетнем походе (1392-95) Тимур сломал хребет Золотой Орде, а в Семилетнем походе (1399-1404, и не говорите, что это не 7 лет!) сокрушил под Анкарой османов и дошёл до Средиземного моря, чем отсрочил гибель Византии, и за эти полвека Москва успела окрепнуть настолько, чтобы принять статус Третьего Рима, столицы православного мира, определившем историю страны вплоть до ХХ века. Между теми двумя походами Тамерлан успел ещё невзначай покорить Индию, а в 1406 году отправлися в Китай, да близ упал с коня и умер.
И хотя Тамерлан звал в Самарканд лучших зодчих и ремесленников мира, покровительствовал учёным и поэтам, всё же как и Чингисхан, он остался в истории Гением Разрушения, "всемирным хулиганом", воевавшим потому, что ему нравилось воевать. "Весь подлунный мир тесен для двух царей" - самая известна фраза Хромого Тимура. А на фото виден пустырь у подножья нынешнего хокимията, на месте Голубого дворца (Кок-Сарай) в Тамерлановой цитадели:

Минарет с кадра выше принадлежит медресе Улугбека. Тамерлан был лишь эмиром, так как только кровь Чингисхана давала право на ханский титул, но Тимуриды в подлунном мире стали родом №2 после Чингизидов. Потомкам Тимура досталась империя в 4,6 миллионов кв.км. с десятками миллионов жителей: нынешние Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркмения, Иран, Азербайджан, Армения, Грузия, значительные части Пакистана и Ирака, Южный Казахстан и восточная треть Турции. Но все эти империи великих полководцев рушились быстро и бесследно, и Тимуридский Туран далеко не худший пример: всё же здесь было ещё как минимум два выдающихся хана - учёный Улугбек и Бабур из Андижана - последний среднеазиатский Тимурид, после долгой войны с захватившим Самарканд в 1501 году узбеком Махмудом Шейбани он бежал в Индию, где Тимуриды возродились как Великие Моголы, державшие престол вплоть до нашествия англичан. Последних я упоминаю не случайно, а ещё можно вспомнить Рюи Гонсалеса де Клавихо - испанского посла при дворе Тамерлана, оставившего яркое описании тогдашнего Самарканда как раз в те времена, когда испанцы и потругальцы вышли в Мировой океан. Империя Тимуридов была последним расцветом Средней Азии, оставила ярчайшие её памятники, а дальше с потерей транзитных путей начался неумолимый закат.

Взошедший на престол в 1533 году шейбанид Убайдулла переехал в Бухару, и Самарканд никогда больше не был столицей, хотя бухарские ханы продолжали здесь короноваться. Тем не менее, Самарканд пустел, беднел и ветшал, к середине 18 века почти обезлюдел, и вновь начал возрождаться лишь в 19 веке, когда торговые караваны потянулись в Россию. А затем Россия и сама сюда пришла, и думаю, овладение Самаркандом имело и символический смысл как власть над одним из центров древнего мира. В 1868 году Констнатин Кауфман разбил бухарское войско на той самой сопке Чупан-ата, потеряв всего 40 бойцов, а самаркандцы ещё и отказались пускать эмирских людей в город. Дальше было восстание, нападение войска мятежного Шахрисабза, и в конце концов поражение Бухары. Самарканд, Каттакурган, Ургут и Пенджикент отошли в 1867 году в прямое подчинение России как Зерафшанский округ, в 1887 ставший Самаркандской областью из 4 уездов с центрами в Самарканде, Каттакургане, Джизаке и Ходженте. К началу ХХ века Самарканд почти сравнялся с Бухарой: здесь было 55 тысяч жителей, в том числе 10 тысяч славян. В 1888 году сюда пришла железная дорога (на кадре ниже слева башенка вокзала), а 1925-30 годах Самарканд был первым центром Узбекской ССР, и странно, как не стал столицей Таджикистана - до границы отсюда 10 километров, а персидский-таджкиский был и остаётся языком Самарканда испокон веков.

И хотя Самарканд полтысячи лет как не столица, всё же его роль в Узбекистане - особенная. В прошлых частях, особенно и про я упоминал Самаркандский клан, из которого были и "отец" УзССР 1960-70-х Шараф Рашидов, и бессменый президент независимого Узбекистана Ислам Каримов, и таки сменивший его в 2016 году Шавкат Мирзиёев (). В активах "самаркандских" - самая многолюдная область страны (3,5 миллиона человек - это масштаб Татарстана) и крупнейший в Узбекистане железнодорожный узел, где расходятся пути на запад (Бухара, Навои, Хорезм) и юг (Карши, Термез) из Ташкента, а возможно и что-нибудь ещё такое, во что нам лучше не вникать.

Как и всякая "столица господствующего клана" (например, Донецк эпохи Януковича) Самарканд отличает лоск: он весьма ухожен, по меркам Средней Азии действительно богат, а центральные улицы застраиваются в едином, и довольно приятном стиле на стыке функционализма и местного жилого зодчества. По общей оживлённости "на глаз" я дал бы Самарканду тысяч 800 населения, это полноценный субмиллионник. Но в целом по сравнению со многими городами Узбекистана, атмосфера тут как-то злее, а может это просто грозная история даёт о себе знать.

Здесь развивается промышленность, постсоветский Самарканд стал одним из трёх в Узбекистане центром автомобилестроения, причём в отличие от Андижана и Хорезма, выпускает он автобусы и грузоивики - на более старом турецком СамАЗе (1996) "Форд" и "Исузу", на более новом немецком (2009) - "МАН" и "Лендроверы". Самаркандский автобус на улицах родного города, на носу можно разглядеть логотип:

Но интереснее другое. Ни в "каримовском" Самарканде, ни в "рашидовском" Джизаке не видно ни гигантских жилых комплексов или советских микрорайонов (как в ), ни социальных объектов пугающего масштаба типа какой-нибудь гипотетической "Арены Тимура", ни всесоюзных заводов-гигантов, ни небоскрёбов... наоборот, махалли в обоих городах какие-то особенно бескрайние и живые. Такое ощущение, что кланы оберегали родные города от советизации и глобализации, как Прибалтика сопротивлялась строительству новых заводов, а чужие вотчины наоборот разрушали, разрывая жилмассивами их живую ткань. Махалли Самарканда, проигрывая бухарским и хивинским цельностью архитектуры (но обратите внимание на "вставки" русских домов из жёлтого кирпича), лучше всего в Узбекистане сохранили ту неповторимую " ".

Самарканд поражает количеством народов, с которыми сталкиваешь на его улицах, начиная с узбеков и таджиков. Увы, их языки я на слух различить не могу, но во-первых как я понимаю, тут их где-то поровну, а во-вторых таджики тут именно таджики, в отличие от Бухары, где общность города выше общность этноса.
А вот персы из района Панджоб - утверждают, что живут здесь испокон веков. На непохожи, я бы сказал - немного надменны, но везде чувствуется, что это древний благородный народ.

Люли. Самарканд, как и молдавская - столица цыган, только там восточно-европейских и российских, а тут - среднеазиатских. По местной легенде, это потомки индийских рабов, привезённых Тамерланом. Есть тут и "европейские" цыгане, пришедшие в советское время.

Армяне - ехали к Тимуридам как торговцы и каменщики, а ныне чаще всего попадались мне на точках с соком и лимонадом. Машины с армянским флажком на стекле и прославляющими историческую родину надписями видел не раз:

Крымские татары, попавшие сюда в депортацию да частью обжившиеся и так не вернувшиеся в Крым. Волжских татар, ехавших сюда в основном как купцы вместе с русскими, в Самарканде тоже немало. Корейцы попали сюда как депортанты, поляки - как ссыльные и солдаты царской армии. И, конечно, сами русские, которых в городе и сейчас 10-15% населения, причём в нескольких компактных районах - такой вот феномен Самарканда, русские махалли. При этом Русский Самарканд - не совпадающий с ними район западнее центра, самый хорошо сохранившийся городской ансамбль Русского Туркестана:

Обо всех этих народах ещё напишу подробнее, но пока поговорим про их наследие - архитектуру и ремёсла. В конце концов именно в Самарканде ярчайшие памятники всей Средней Азии, а может и всего Большого Ирана, как например великий Регистан ("наш" минарет - второй слева):

Ярчайшие - в прямом смысле слова: мастера средневекового Туркестана знали секрет "вечных" изразцов. Их состав раскрыт на 97%, но секрет так и остался в оставшихся 3%, так что через несколько десятилетий по выцветшим "чешуйкам" будет видно, где древние подлинники, а где советская реставрация. Вот этих изразцов в музее, хотя они и как новенькие, мог, касаться холодно-огненный взор Тамерлана или мудрый взгляд Улугбека:

В Самарканде, по сравнению с Хивой и Бухарой, гораздо меньше медресе, гораздо больше мечетей, и вообще нет дворцов. У здешнего зодчества немало особенностей: на прошлых кадрах хорошо заметны высокие минареты по углам зданий, причём в основном без площадок - видимо, муэдзин, как и я на смотровой площадке, просто высовался из люка в потолке. Но так строили только при Тимуридах, в 16-17 веках Самарканд своей архитектурой не слишком отличался от Бухары, а вновь неповторимый местный стиль сложилася здесь 19 веке, окончательно оформившись ужепод Россией. Мне очень запомнились второстепенные мечети тех времён с квадратными айваном на колоннах без резьбы, глядящим на улицу как экран, и невысоким, порой чуть выше человеческого роста, отдельно стоящим минаретом строго цилиндрической формы с куполом наверху, а иногда ещё и кирпичными орнаментом, как на постройках домонгольской Средней Азии. Вот например самая типовая махаллинская мечеть Самарканда, которую себе только представить, притаилась за Сиабским базаром:

Есть и более крупные пятничные мечети - просторные дворы с одноэтажными корпусами по бокам, внутри которых сад, такой же невысокий минарет, иногда хауз (а то и не один) и посредине мечеть с большими айванами со всех сторон - вот например мечеть Ходжа-Зиемурод недалеко от центра:

На туристических развалах обязательный элемент - изразцы. "Самаркандский узор", танцующий многослойный орнамент, непохожий на плотные и почти монохромные орнаменты Хивы - пожалуй, главный символ здешних ремёсел:

Самарканд вообще едва ли не старейший центр гончарного искусства в Средней Азии, но и здесь было три разных школы, отделённых друг от друга столетиями. "Афросиабская керамика " с то по-античному выверенными, то очень наивными мутноватыми орнаментами тёплых цветов, при ударе звенящая как хрусталь, теперь чаще всего встречается в музеях:

В начале ХХ века её возродил по древним находкам мастер Умар Джуракулов. Вот образцы из "Самаркандского центра ремесленников" - но я каким-то образом забыл сфотографировать это всё поближе:

Оттуда же, из зороастрийского Афросиаба происходят и многочисленные статуэтки чудных животных:

Да и людей. Это популярный сувенир Узбекистана, но в Самарканде какие-то они особенно живые:

"Тимуридская керамика" с холодными бело-голубыми орнаментами возможно создана мастерами покорённого Хорезма - её образцы в музее на кадре ниже. А тарелки с позапрошлого кадра - то ли уже собственно "самаркандская керамика", сложившаяся под Россией, то ли (что для Узбекистана характернее) штамповка из Ферганской долины.

А вот в музее афросиабская резьба по кости. Надеюсь, рано или поздно кто-то возродит и её:

Была тут и своя традиция резьбы по дереву. , что она "отличалась утонченным характером, своеобразным сочетанием геометрических, растительных и цветочных мотивов и необычной техникой ", и в общем не врут:

В других местах я не видел резных деревянных тарелок - впрочем, это не практично, такие только на стену и вешать:

Резных дверей тут по сравнению с Хивой или Бухарой меньше просто на порядок, да и те в основном не в домах, а в мечетях и мавзолеях. Но порой очень красивые - вот например дверь мечети Хазрет-Хызр:

Не менее популярна, чем резьба по дереву тут роспись:

Мне запомнилась более глубокая переработка дерева - самаркандская бумага. Считается, что после великой битвы арабы увезли с собой немало пленных китайцев, среди которых нашлись и те, кто знали секрет выделки бумаги из шелковичного дерева. Они осели в Самарканде, сделав его первым центром бумажного производства вне Китая:

Бумага ручной работы жёсткая, грубая, шершавая и пыльная. Исходный материал стирают в пасту, разбавляют водой и извлекают специальными решётками-формами. Получившийся лист ещё несколько дней сохнет, а потом его нужно долго-долго полировать - всё это я покажу подробнее, так как на окраине Самарканда есть мастерская, где полностью и очень качественно воссоздан древний производственный цикл. Можно купить конверт, сумочку, просто кусочек неполированной бумаги:

Маски и куклы из папье-маше, столь необычные в мусульманском антураже:

И псевдо-изразцы из лакированного папье-маше, по мне так даже тоньше и красивее керамических:

Приглядевшись, видно, что они чуть-чуть отличаются - их пишет живая рука, а не машина:

Из того же папье-маше с инкрустациями делается и такая необычная для Средней Азии вещь, как ёлочные игрушки:

Не разобрался, существует ли самаркандская ювелирная школа. У города со столь кровавым и героическим прошлым и кузнечное дело не развито - по крайней мере своих ножей тут вроде бы не куют, а те, что я видел - с клеймами Ферганской долины. Больше мне запомнились чеканка:

В 2015 у меня совершенно выпали ковры, при том что размах тут не меньший, чем в Бухаре. Причём я видел мимум два типа самаркандского ковра - один ближе к туркменскому, но с иными, чем в Бухаре, орнаментами:

Другой, исконно самаркандский, ближе к персидском с его растительынми узорами. На окраине есть ковровая фабрика "Худжум" , куда я добрался лишь в 2016 году.

А вот самаркандские сюзане не спутаешь ни с чем, и они тут на каждом шагу. Вообще, о сюазне я подробнее рассказывал в Ургуте, который считается столицей этого искусства в Средней Азии. Из того же поста процитирую (сокращённо) комментарий