Бухгалтерские услуги в конкурсном производстве. Бухгалтерский учёт во время банкротства предприятия Бухгалтерский учёт во время банкротства предприятия

Конкурсное производство завершает процесс банкротства коммерческой организации - должника. Арбитражный суд выносит решение о прекращении внешнего управления и открывает процедуру конкурсного производства. Деятельность предприятия прекращается, его имущество продается, а само предприятие признается банкротом и ликвидируется.

Примечание. Внешнее управление - процедура в деле о банкротстве. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. С этого момента руководитель должника - юридического лица отстраняется от должности. Должник обязан в трехдневный срок передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

В решении суда должна содержаться информация о признании должника банкротом и о последствиях открытия конкурсного производства. Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки представления отчета назначенным управляющим. Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

Цель конкурсного производства - ликвидация предприятия и погашение его задолженности.

Конкурсное производство пошагово

Процедура проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Составить реестр кредиторов и отправить каждому уведомление

Реестр кредиторов составляет конкурсный управляющий и отправляет каждому уведомление о ликвидации организации. Реестр - это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения:

Фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица;

Наименование, место нахождения - для юридического лица;

Банковские реквизиты (при их наличии);

Размер требований кредиторов к должнику;

Очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

Дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

Основания возникновения требований кредиторов;

Информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

Процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

Дата погашения каждого требования кредиторов;

Основание и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Типовая форма реестра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".

Одновременно управляющий отправляет кредиторам уведомление о ликвидации организации. Сделать это необходимо в письменной форме. С момента получения уведомления в течение двух месяцев у кредитора есть право предъявить требование о невыполнении перед ним обязательства. Требование кредитор должен подкрепить документально. Если кредитор узнает о ликвидации организации уже после истечения этого срока, он может обратиться в суд с исковым заявлением и заявлением о запрете вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

Сведения о ликвидации должны быть опубликованы на сайте ЕФРС и в "Вестнике государственной регистрации". Обязанность публикации установлена ГК РФ, законодатель устанавливает и предельные сроки - три дня с момента принятия решения о закрытии. Объявление размещает сам ликвидатор или доверенные лица. Если объявление не разместить в срок, будут наложены штрафы.

Шаг 3. Передача имущества должника конкурсному управляющему

Руководитель ликвидируемой организации в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Если этого не сделать в срок, руководитель и конкурсный управляющий понесут административную ответственность.

Шаг 4. Инвентаризация имущества

Конкурсный управляющий создает инвентаризационную комиссию и утверждает ее состав приказом. В приказе устанавливаются сроки инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие ценных бумаг, вложение в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, бланки строгой отчетности включаются в отдельные сличительные ведомости.

Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

10, 41, 43, 50 и др.

Оприходованы излишки имущества

10, 41, 43, 50 и др.

Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей

Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом

Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом

Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов

Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов

Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли

Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость

Шаг 5. Оценка имущества

Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Оценщик представит отчет о стоимости ликвидационного имущества. Услуги по оценке имущества оплачиваются за счет имущества должника, если собрание кредиторов не определило другого источника.

Шаг 6. Истребование дебиторской задолженности у должников организации

В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

Дебет счета 51 "Расчетные счета"

Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Шаг 7. Составить реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности

Порядок погашения задолженности законодатель определяет следующим образом.

Вне очереди погашают:

Судебные расходы должника;

Вознаграждения арбитражному управляющему;

Текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

Требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве и до признания должника банкротом, а также возникшие в ходе конкурсного производства;

Задолженность по оплате труда.

В первую очередь выплачиваются компенсации за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсации морального вреда. Затем выходные и авторские вознаграждения. В третью очередь организация рассчитывается по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Если имущества должника недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено. Сделка с кредитором с нарушением очередности может быть признана недействительной (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 года N 63).

Допускается погашение долгов как в денежной, так и в неденежной форме. Деньги списываются с расчетного счета. Неденежный расчет предполагает продажу имущества.

Расчеты с кредиторами отражаются следующими записями:

Шаг 8. Составить ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составляет конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами. Баланс содержит данные об итогах конкурсного производства: удовлетворенных и оставшихся без удовлетворения. Неудовлетворенные требования отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

Итог актива ликвидационного баланса равен нулю. Это свидетельствует о том, что у организации-банкрота нет каких-либо средств. В пассиве - требования кредиторов, которые подлежат погашению, и убытки, возникшие до открытия конкурсного производства и за время ликвидации.

Цель ликвидационного баланса - показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия и отражает величину активов, требований кредиторов, пассива. В нем - результаты рассмотрения требований кредиторов. Это означает, что составить баланс возможно только после закрытия реестра требований кредиторов.

В активе баланса показателей быть не должно, поскольку все имущество либо реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. В пассиве отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Актив промежуточного баланса формируется в несколько этапов. Сначала убираются статьи, которые отражают не принадлежащее организации-должнику имущество, а также отражающие потерявшую стоимость из-за открытия конкурсного производства. Затем происходит переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Это необходимо для того, чтобы оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. В заключение в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

Шаг 9. Подать ликвидационный баланс в арбитражный суд

Арбитражный суд рассматривает отчет и выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Шаг 10. Представить определение арбитражного суда в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц

На этот шаг у конкурсного управляющего есть всего пять дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. С этого момента конкурсное производство считается завершенным.

Налогообложение при конкурсном производстве

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества. Недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ). Торги может проводить только организация, имеющая на это право (ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Она составляет договор с собственником вещи и выступает от его или от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Поэтому передачу имущества специализированной организации для продажи нельзя считать отчуждением, то есть переходом права собственности на него к иному владельцу. Поэтому бухгалтерский учет арестованного имущества до момента его реализации на торгах ведет организация-должник.

Налоговая база конфискованного или реализуемого по решению суда имущества определяется исходя из его цены. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к уплате покупателям соответствующую сумму НДС.

При этом налоговые агенты исчисляют, удерживают у налогоплательщика (должника) и перечисляют в бюджет сумму НДС (п. 1 ст. 24 НК РФ). Счета-фактуры в таком случае составляются также налоговыми агентами. Таким образом, организация-должник самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДС не должна, эти обязанности за нее будет выполнять организация, продающая имущество с торгов. Уплатить НДС налоговый агент должен после удовлетворения требований всех кредиторов.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признают полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относят доходы от реализации товаров работ, услуг и имущественных прав.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 247 НК РФ и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Закон не признает налоговыми агентами по налогу на прибыль специализированную организацию, уполномоченную реализовать имущество российской организации-банкрота.

Таким образом, с прибыли, которая будет получена от реализации недвижимого имущества на торгах, налог на прибыль необходимо уплатить организации-банкроту.

Налог на имущество организаций

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств и в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 1 ст. 374 НК РФ.

Таким образом, недвижимость, переданная специализированной организации для продажи с торгов, продолжает облагаться налогом на имущество у организации-должника вплоть до того момента, пока она не будет продана.

Примечание. Виды финансовой несостоятельности

Финансовую несостоятельность можно разделить на несколько видов:

Реальное банкротство. Предприятие не способно восстановить свою кредитоспособность и выполнить обязательства по платежам.

Техническое банкротство. Просрочки по дебиторской задолженности значительно превышают размеры задолженности кредиторской. При этом сумма активов существенно больше, чем финансовые обязательства предприятия. Грамотное антикризисное управление исправит ошибки.

Умышленное (криминальное) банкротство. Компания искусственно создает несостоятельность. Например, руководство преднамеренно увеличивает неплатежеспособность или заведомо некомпетентно управляет хозяйством. Подобным способом происходит недружественное слияние или поглощение предприятий.

Фиктивное банкротство. Фирма вводит в заблуждение кредиторов ложным объявлением о несостоятельности. Цель такого "трюка" - получить отсрочку по платежам и кредитным обязательствам или добиться уменьшения суммы кредиторской задолженности. Законом такие действия запрещены и уголовно наказуемы.

Какие ошибки приведут к банкротству:

Неэффективное распределение бюджета и непродуманное стратегическое планирование. Если нет системы планирования распределения бюджета, менеджеры фирмы не могут прогнозировать хозяйственную деятельность, не в состоянии составить грамотный баланс между расходами и доходами фирмы. В результате невозможно своевременно сверить фактические результаты с планами компании и не допустить негативных изменений.

Ошибочное формирование стоимости реализуемых товаров и услуг, жесткая конкуренция на рынке. Подобные проблемы возникнут, если предприятие чересчур активно увеличивает собственную долю рынка или внедряет новые услуги и продукты. Как правило, при таких условиях сознательно занижается стоимость продукции. Не исключены ошибки маркетологов при изначальном расчете стоимости производства товара.

Какие факторы учесть, чтобы избежать банкротства:

Объем собственных средств предприятия и готовность кредитных организаций в финансировании фирмы. Если компания имеет слишком малый для нормальной финансовой деятельности уровень оборотных активов, это приведет к нарушению баланса собственного и заемного капитала.

Уровень активов, задействованных в обороте организации, и качество денежного потока. Слишком стремительное и активное расширение предприятия резко снизит уровень задействованных в обороте активов. Чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы, также может стать причиной банкротства.

Рентабельность организации и финансовая устойчивость. Значительное ухудшение финансового состояния может наступить по каким-либо причинам неплатежеспособности.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции. Товар не сможет конкурировать на рынке, если цена его необоснованно высока, а качество низкое. Причиной может быть устаревшее оборудование или технический цикл производства.

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

1) обжалования одного из следующих судебных актов, предусмотренных статьей 52 Закона о банкротстве:

Решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Решения об отказе в признании должника банкротом;

Определения о введении финансового оздоровления;

Определения о введении внешнего управления;

Определения о прекращении производства по делу о банкротстве;

Определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Определения об утверждении мирового соглашения.

2) обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Так арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:

а) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;

б) пребывания гражданина-должника в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-заявителя, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) смерти гражданина, являющегося стороной в деле, если правоотношение допускает правопреемство;

г) утраты гражданином, являющимся стороной в деле, дееспособности .

Арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае:

а) назначения арбитражным судом экспертизы;

б) реорганизации организации, являющейся лицом, участвующим в деле;

в) привлечения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, для выполнения государственной обязанности;

г) нахождения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке;

д) рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела .

Приостановление производства по делу препятствует принятию решений, предусмотренных статьей 52 Закона о банкротстве, приостанавливает течение сроков проведения процедур банкротства. Однако оно не является препятствием для вынесения судом иных определений, и для осуществления арбитражным управляющим и лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Лекция 8. Правовое положение лиц-участников арбитражного процесса по делу о банкротстве

Лица, участвующие в судебном заседании по делу о банкротстве в зависимости от законодательно предоставленных им прав делятся на:


лиц, участвующих в деле о банкротстве;

лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

лиц, которые вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Лица, участвующие в деле – это участники арбитражного процесса, которые выступают в арбитражном процессе самостоятельно, от своего имени. Они обладают собственным юридическим интересом в разрешении дела. Например, эти лица могут быть заинтересованы в установлении факта банкротства, удовлетворения требований по денежным обязательствам или обязательным платежам, восстановлении платежеспособности должника, в прекращении дела о банкротстве, в отсрочке исполнения обязательств.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

должник;

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

представители собственника имущества должника-унитарного предприятия в ходе конкурсного производства;

представители учредителей (участников) должника в процедуре конкурсного производства;

орган местного самоуправления (при банкротстве градообразующей организации);

федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующая стратегическая организация (при банкротстве стратегических организаций);

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (в случае рассмотрения дела о банкротстве одного из субъектов естественных монополий).

Арбитражный суд может привлечь в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве:

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (при банкротстве градообразующих организаций);

федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию участников рынка ценных бумаг – при банкротстве участников рынка ценных бумаг.

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Кроме того они вправе совершать процессуальные действия предусмотренные Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, которые необходимы для реализации предоставленных им прав.

В соответствии с АПК РФ им предоставлены следующие права:

Знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;

Заявлять отводы судьям, помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику;

Представлять доказательства;

Знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;

Участвовать в исследовании доказательств;

Задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса;

Заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;

Знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами;

Возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;

Знать о принятых по данному делу судебных актах;

Получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;

Обжаловать судебные акты;

Знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;

Знакомиться с особым мнением судьи по делу.

Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", в порядке, установленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

В судопроизводстве о несостоятельности участниками арбитражного процесса помимо названной категории участников процесса закон называет еще одну – лиц, участвующих в арбитражном процессе о банкротстве. К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве относятся:

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника- унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторовилипредставитель комитета кредиторов;

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочийарбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

уполномоченные на представление интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (при банкротстве страховых организаций);

органы, обладающие правом взыскания с должников обязательных платежей (участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и включению этих требований в реестр требований кредиторов).

Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве с точки зрения Арбитражного процессуального кодекса фактически являются «иными заинтересованными лицами». Поэтому их полномочия приравниваются к правам и обязанностям лиц, участвующих в деле о банкротстве .

Еще одной категорией лиц, которые обладают правами и обязанностями во время судебных заседаний по делу о банкротстве являются лица, которые «вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве». Они вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии. В отличие от лиц, участвующих в деле, они не могут участвовать в любых заседаниях арбитражного суда касающегося дела о банкротстве, а только в строго определенных заседаниях. Это те заседания суда, которые непосредственно затрагивают их интересы.

Закон о банкротстве называет случаи, когда эти лица могут участвовать в заседаниях арбитражного суда.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуру управляющего или член которой утвержден судом в качестве арбитражного управляющего вправе участвовать в арбитражном процессе при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих и при рассмотрении жалоб на действия арбитражного управляющего.

Орган по контролю (надзору) участвует в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих.

Кредиторы по текущим платежам участвуют в судебных заседаниях при решении вопросов, связанных с нарушением их прав по текущим платежам.

После того, как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований – окончательный ликвидационный баланс.

В промежуточном балансе отражается фактическая стоимость имущества должника , за счет которого будут погашаться требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражает величину реальной конкурсной массы организации, суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал организации. Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса организации служит бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату , которая предшествовала открытию конкурсного производства.

КОНКУРСНАЯ МАССА

Имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законодательством имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

В конкурсную массу организации не включаются:

· жилищный фонд социального использования;

· детские дошкольные учреждения;

· объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.

Обратите внимание на нематериальные активы , процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с некоторыми ограничениями. Если организация имеет лицензии на осуществление, каких – либо видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации организации – должника. В связи с прекращением деятельности организации ввиду банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки организации.

Следовательно, при формировании конкурсной массы организации - банкрота список нематериальных активов, входящий в имущественный комплекс работающей организации, должен быть значительно сокращен из-за списания части нематериальных активов на убытки организации.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению :

Активы организации-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества организации;

НДС по приобретенным ценностям.

В составе дебиторской задолженности необходимо выявить безнадежную задолженность , которая в дальнейшем должна быть исключена из актива промежуточного ликвидационного баланса.

При формировании промежуточного ликвидационного баланса организации-должника следует провести инвентаризацию имущества. Затем необходимо сделать переоценку имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Следует также оценить дебиторскую задолженность с точки зрения ее рыночной стоимости и возможности ее реализации.

Статьей 132 Закона №127-ФЗ установлен перечень имущества должника, которое не включается в конкурсную массу.*

*1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли - продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли - продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли - продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

6. Передача объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

7. Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

8. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий к проекту договора не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в отношении которых имелись разногласия.

9. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.

10. В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

11. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.*

ФОРМИРОВАНИЕ ПАССИВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

Прежде всего, необходимо сделать инвентаризацию обязательств организации-должника .

После того как определена вся совокупность требований кредиторов, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основной целью такого анализа является выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности .

На основании статьи 191 ГК РФ срок исковой давности составляет три года .

· расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

· текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

· требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

· задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

· иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

· в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ

С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 135 Закона №127-ФЗ, прекращается соответствующее обязательство должника: *

Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

В случае если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.*

С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации .

Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь .

В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере , установленном судебным актом.

РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ

При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований .

ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В случае если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 Закона №127-ФЗ.

Обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Требования кредиторов по обязательствам , обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.

СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

После того как закончился процесс расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс организации-должника, который должен содержать информацию об итогах конкурсного производства и о неудовлетворенных требованиях кредиторов.

Баланс организации утверждается общим собранием кредиторов, учредителями организации и обязательно согласовывается с налоговым органом .

После открытия конкурсного производства и проведения инвентаризации, а также переоценки имущества формируется реестр требований кредиторов , и завершаются все хозяйственные операции, на основе полученных данных формируется промежуточный ликвидационный баланс.

После реализации имущества и произведенных расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс организации.

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение :

· о завершении конкурсного производства;

· определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней от даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

После вынесения арбитражным судом решения о прекращении процедуры внешнего управления и назначения процедуры конкурсного производства деятельность предприятия прекращается, имущество продается, а само предприятие ликвидируется.

Целью конкурсного производства является ликвидация предприятия и погашение задолженности. Данная процедура проводится в несколько этапов.

В первую очередь конкурсный управляющий составляет реестр кредиторов с последующим уведомлением их о ликвидации. Затем в средствах массовой информации делает публикацию о ликвидации предприятия.

На основе действующего законодательства конкурсный управляющий принимает имущество должника, а также принимает по акту всю документацию, которая имеется на предприятии, печать, штампы, материальные и иные ценности.

Затем проводит полную инвентаризацию имущества и обязательств и осуществляет меры по обеспечению сохранности имущества.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, в том числе арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку, бланки строгой отчетности и другие включаются в отдельные сличительные ведомости.

В процессе конкурсного производства оценка имущества должника осуществляется по ликвидационной стоимости. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, привлекая для этого независимых оценщиков и иных специалистов. Оплата услуг по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного источника оплаты, определенного собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Следующим этапом является истребование дебиторской задолженности.

Затем составляется реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности в порядке очередности, предусмотренной законодательством (ст. 64 Гражданского кодекса РФ).

В процессе ведения процедуры конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи предприятия или его имущества по частям. Погашение задолженности может осуществляться как денежными средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными - передается имущество.

После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, сведенный после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для заявления требований кредиторами и утверждения реестра требований кредиторов, содержащего данные о составе имущества и кредиторской задолженности ликвидируемой организации.

Промежуточный ликвидационный баланс предприятия - это система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия и отражающих величину реальной конкурсной массы предприятия (активов), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственного капитала предприятия (пассива).

Промежуточный ликвидационный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов. А значит, его составление возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, то есть истечения срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий.

Промежуточный ликвидационный баланс дает возможность определить, достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, и после его утверждения арбитражным судом или учредителями и согласования с регистрирующим органом осуществляются расчеты с кредиторами в соответствии с законом о банкротстве, ст. 64 Гражданского кодекса РФ .

Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.

Ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, составляемый после завершения расчетов с кредиторами, в котором отражаются данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами.

Цель составления ликвидационного баланса - уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

Данные промежуточного баланса являются входящими остатками ликвидационного баланса и показывают результат конкурсного производства. В активе ликвидационного баланса не должно быть каких-либо показателей, так как все имущество должно быть реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженности взыскана или списана. В пассиве ликвидационного баланса отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Г.В. Федоровой были выделены основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскими балансами.

1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, относится к инвентарным, то есть формируется по данным инвентаризации.

2. Учетные регистры, на основе которых формируется баланс, не должны отражать остатков по регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96, 97, 98) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.

3. Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в статье 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. п.), которая позволит пользователям отчетности - участникам, инвесторам, кредиторам - с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.

4. В ликвидационном балансе должна применяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворения требований кредиторов.

Процесс формирования актива баланса (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса проходит в несколько этапов.

На первом этапе определение актива промежуточного ликвидационного баланса осуществляется путем очистки имущественного потенциала предприятия от статей баланса, отражающих имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, имущество, потерявшее стоимостную оценку вследствие открытия конкурсного производства.

В соответствии с №127-ФЗ в конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.

Особое внимание при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса следует уделить нематериальным активам, поскольку процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то в соответствии со ст.13 Федерального Закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании определенных видов деятельности" они теряют свою юридическую силу, а, следовательно, и стоимостную оценку и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия-должника.

Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников (учредителей) в уставный, складочный капитал, а также деловая репутация организации, которые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, относятся к нематериальным активам, должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия из-за потери их стоимостного значения в связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства и потерей деловой репутации.

Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, ноу-хау при условии, что предприятие-должник является их собственником, а не обладает им на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо произвести их оценку и выставить на продажу. Однако в практике арбитражного управления предприятиями-должниками такие случаи довольно редки.

Итак, при формировании конкурсной массы предприятия-банкрота список нематериальных активов, входящих в имущественный комплекс работающего предприятия и характеризующий его актив, должен быть значительно сокращен вследствие списания части нематериальных активов на убытки предприятия. Документом, на основании которого на счетах бухгалтерского учета выполняются записи о списании нематериальных активов, является акт на списание нематериальных активов.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним относятся:

§ стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров;

§ имущество, являющееся вкладом в совместную деятельность (этот вид финансовых вложений следует рассмотреть с позиции возможности получения дохода или стоимости вложенного имущества от совместной деятельности; одним из способов проверки реальности существования совместной деятельности является наличие сумм по статье "Доходы от участия в других организациях" отчета о прибылях и убытках).

Не рассматриваются в качестве источников формирования конкурсной массы предприятия-банкрота НДС по приобретенным ценностям. Данная строка бухгалтерского баланса показывает задолженность государства перед предприятием по НДС и не может стать источником реальных денежных средств. Для корректировки промежуточного ликвидационного баланса предприятия от подобной задолженности можно провести взаимозачет по задолженности предприятия-должника перед бюджетом на сумму, отражаемую по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Однако подобная операция требует письменного соглашения с налоговыми органами.

Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34-н (п.77) истребованная, но неполученная дебиторская задолженность делится на два вида:

§ задолженность, по которой срок исковой давности истек;

§ другие долги, не реальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, в соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности по дебиторской задолженности устанавливается в три года, если договором между предприятиями не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к не реальной для взыскания, в соответствии со ст.419 ГК РФ, обязательства предприятия-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Поэтому такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое положение, при котором она не исполнила своих обязательств, при отсутствии официальных сведений о записи в связи с ликвидацией в едином государственном реестре, не дают законного основания списать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль.

В случае соблюдения перечисленных условий такая задолженность списывается на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относится соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации.

Учитывая, что резерв сомнительных долгов на предприятии создается исключительно из полученной на предприятии прибыли, а предприятия, находящиеся в процедуре конкурсного производства, убыточны, истребованная дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовый результат деятельности организации (убыток) по истечении срока исковой давности. Причем такие суммы включают в состав внереализационных расходов организации и соответственно уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль согласно главе 25 статьи 265 НК РФ.

Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества. В ходе инвентаризации при обнаружении объектов неучтенного имущества должна быть проведена их оценка с учетом рыночных цен, а также определен износ исходя из их действительного технического состояния.

Проведение инвентаризации, однако, не всегда позволяет выявить реальную конкурсную массу. Дополнительными источниками получения достоверной информации о реальном имуществе предприятия-должника являются сведения из комитета по управлению имуществом, государственной налоговой инспекции, регистрационной палаты, ГИБДД УВД, территориального земельного комитета. Обращение в указанные государственные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства является предприятие-банкрот.

Следующий этап формирования актива промежуточного ликвидационного баланса - переоценка выявленного в ходе инвентаризации имущественного комплекса (внеоборотных и оборотных средств) предприятия-должника, то есть определение их рыночной стоимости.

Переоценка внеоборотных средств имущественного комплекса может производиться методами сравнительной единицы, индексным, сметным, поэлементным. Однако эти методы дают лишь усредненную стоимость внеоборотных активов. Рыночная же стоимость в конкретный момент времени в конкретном регионе будет существенно отличаться, поэтому полученные расчетные значения цен можно рассматривать как ориентиры для определения рыночной цены. Реальную же цену следует определять экспертным способом, с помощью специалистов, работающих на конкретном рынке.

Особенностью оценки оборотных средств предприятия-банкрота по сравнению с внеоборотными активами выступает оценка дебиторской задолженности. Основной целью оценки дебиторской задолженности в период формирования промежуточного ликвидационного баланса являются выявление ее рыночной стоимости и определение возможности ее реализации и получение реальных денежных средств.

Оценить возможность возмещения денежных средств должником предприятия и получение реальных денежных средств предприятия возможно, лишь оценив его финансовое состояние (сделав соответствующие запросы в налоговые органы, органы статистики) и изучив подробно договоры, на основании которых возникла задолженность.

При изучении договоров, заключенных предприятием-банкротом, особое внимание уделяется предмету договора, сроку оплаты покупателем и заказчиком предоставленной продукции (работ, услуг), сроку действия договора.

Для определения степени реализуемости дебиторской задолженности разбивают ее на три группы:

§ дебиторская задолженность, просроченная и непросроченная предприятий и организаций с устойчивым финансовым положением;

§ дебиторская задолженность непросроченная предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением;

§ дебиторская задолженность, просроченная, предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением.

Деление на эти группы на оценке возможности предприятий-должников расплатиться по своим долгам перед анализируемым предприятием. Однако в период оценки дебиторской задолженности не только оценивают (с помощью анализа финансового состояния) возможности предприятий-дебиторов расплатиться с анализируемым предприятием, но и выделяют дебиторскую задолженность, по которой получить реальные денежные средства практически невозможно в силу различных обстоятельств.

Анализируя практику антикризисного управления предприятием в период конкурсного производства стоящих перед конкурсным управляющим и бухгалтером, предприятия-дебиторы просто игнорируют высланные им письма, не отвечая на запросы конкурсных управляющих, или о том, что у анализируемого предприятия по данным бухгалтерского учета имеется дебиторская задолженность, в то время как предприятие-дебитор ранее уже оплатило дебиторскую задолженность, но деньги не поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-банкрота. На практике предприятие-дебитор нередко игнорирует просьбу конкурсного управляющего оплатить возникшую за ним задолженность, если:

Предприятие-дебитор фактически прекратило свою финансово-хозяйственную деятельность, а руководство предприятия найти практически невозможно, и в то же время такое предприятие-дебитор не вычеркнуто из Единого государственного реестра предприятий Российской Федерации;

Предприятие-дебитор не отвечает на запросы конкурсного управляющего предприятия-кредитора, считая сумму долга незначительной.

В этом случае конкурсный управляющий должен подать исковое заявление в арбитражный суд на взыскание дебиторской задолженности с данного предприятия, оплатив при этом государственную пошлину. Зачастую судебные расходы по взысканию с предприятия-дебитора задолженности перед предприятием-банкротом превышают саму задолженность. Получить же деньги от отсутствующего юридического или физического лица практически невозможно. В подобных случаях с согласия кредиторов такую задолженность можно отнести к сомнительной для взыскания и не включать в конкурсную массу предприятия-банкрота.

Аналогичная ситуация складывается и с предприятиями-дебиторами, у которых по данным их бухгалтерской отчетности задолженности перед предприятием-банкротом нет. Если сумма долга незначительна, то кредиторы часто решаются простить такую задолженность в силу того, что судебные разбирательства по факту хищения средств предыдущим руководством предприятия-банкрота может затянуться на долгий период, что нежелательно для самих кредиторов.

По решению собрания кредиторов можно признать такие задолженности перед предприятием-банкротом сомнительными для взыскания. Однако списать такую дебиторскую задолженность на убытки предприятия с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нельзя.

Для того чтобы указанная задолженность не попала в состав актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника, она должна быть списана на убытки предприятия без уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации такая задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Процесс списания дебиторской задолженности рассматривается в период конкурсного производства, срок проведения которого значительно ниже установленных пяти лет наблюдения за сомнительной дебиторской задолженностью, эта задолженность будет аннулирована в момент закрытия конкурсного производства и составления ликвидационного баланса предприятия.

Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника представляет собой многогранный процесс, использующий не только методику его определения (методы переоценки и анализ статей баланса предприятия). При этом необходим еще и качественный анализ, направленный на оценку возможности предприятия-должника оплатить свои долги. Такой анализ тесно связан с процессом формирования пассива промежуточного ликвидационного баланса и включает оценку кредиторской задолженности, задолженности банкам и другим кредитным учреждениям и собственного капитала предприятия.

Бухгалтерские документы не всегда отражают всю сумму обязательств ликвидируемого предприятия, поэтому проведение инвентаризации обязательств предприятия-должника становится важной задачей бухгалтера при формировании пассива промежуточного ликвидационного баланса. Процесс проведения инвентаризации обязательств предприятия несколько отличается от процесса инвентаризации имущества. Первым шагом на пути выявления всей совокупности обязательств предприятия-должника становится опубликование в печати сообщения о его ликвидации, в котором оговаривается срок (не менее 2 месяцев со дня опубликования), в течение которого кредитор может предъявить претензии предприятию-должнику. Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах предприятия-должника обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств предприятия-должника перед ним и просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность предприятия-должника перед кредитором.

Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные обязательства предприятия-должника перед кредиторами, подтвержденные соответствующими документами, должны быть восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

После того как определена вся совокупность предъявляемых претензий к предприятию-должнику, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основная цель такого анализа - выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, который в соответствии со ст.191 ГК РФ равен 3 годам. Неистребованная кредиторская задолженность со сроком возникновения более 3 лет должна быть списана на прибыль предприятия-должника, она войдет в состав его внереализационного дохода.

Следующий шаг - проведение группировки обязательств предприятия-должника для целей конкурсного производства. Предъявленные претензии кредиторов к должнику группируются по степени очередности и составляется реестр требований кредиторов.

Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему. Данные расходы относят к нулевой очереди.

Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Вторая очередь - обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам.

Третья очередь - обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.

Четвертая очередь - обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства).

Пятая очередь - требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не ограничиваются рассмотрением лишь предъявленных претензий кредиторов, которые были сгруппированы в соответствии с очередностью их удовлетворения. Отдельной строкой промежуточного ликвидационного баланса предприятия, характеризующей обязательства предприятия-должника, выделяют обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов. Необходимость выделения данной строки промежуточного ликвидационного баланса предприятия обусловливается тем, что зачастую в процессе конкурсного производства возникает еще одна очередь из лиц, подавших свои заявления-претензии после завершения установленного срока приема этих претензий. Такие заявления-претензии принимаются, однако оплачиваются они последними независимо от того, в какую очередность оплаты они могли бы попасть при условии своевременного объявления своей претензии предприятию-должнику. Исключение составляют требования первой и второй очереди (когда должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью), а также требований по выплате заработной платы и различных пособий. В таких случаях приостанавливается удовлетворение требований других очередей до момента полного удовлетворения этих требований.

Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом и будет представлен уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, накопления и потребления, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, то есть конкурсного производства.

После проведенной корректировки актива и пассива бухгалтерского баланса, формирующей требования кредиторов и конкурсной массы предприятия-должника, за счет которой будут покрываться предъявленные претензии кредиторов, происходит составление промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс. При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди эти средства распределяются между кредиторами пропорционально сумме требований, подлежащих удовлетворению, в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей в таком случае вообще не будут погашены. В этом случае на основании статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов считаются погашенными.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, для внесения записи в единый государственный реестр регистрации юридических лиц о ликвидации должника.

С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр регистрации юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.