Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель. Какой состав сведений ГКН об объекте недвижимости вносится в государственный кадастр? Формирование сведений об объекте недвижимости

ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

23.12. 2013 – 29.12. 2013

Фамилия Жерновой

Имя, отчество Владислав Игоревич

Факультетфинансово-экономический

Специальность

Курс 3 Группа ЗИО-9-31

Наименование базы практики: г.Инза ООО «Вертикаль»

Инза 2013 г.

Знакомство с предприятием.

1.Общие положения.



2.Руководство общества.



Требования к представляемым документам

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы, представляемые в орган кадастрового учета с использованием сетей связи общего пользования в форме электронных документов, должны быть подписаны электронными цифровыми подписями (ЭЦП) с использованием средств ЭЦП, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми органом кадастрового учета. Информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности ЭЦП заявителя размещается на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru.

Межевой план земельного участка, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства представляются в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью изготовивших их кадастрового инженера.

Акт согласования местоположения границ земельного участка (в составе межевого плана земельного участка) представляется в орган кадастрового учета в форме электронного образа бумажного документа, подписанного ЭЦП кадастрового инженера, изготовившего межевой план земельного участка.

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы, представляемые в орган кадастрового учета в форме электронных документов, передаются с использованием следующих протоколов передачи информации: HTTP/1.1 (IETF RFC 2616), HTTP/TLS

78(IETF RFC 2818), SMTP (IETF RFC 5321), SOAP (W3C Simple Object Access Protocol 1.1), TLS 1.0 (IETF RFC 2246).

Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML (далее -XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие с момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru.

В настоящее время подать заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет в электронном виде можно следующими способами:

1. Обратиться к кадастровому инженеру.

Актуальный список лиц, считающихся кадастровыми инженерами в переходный период, опубликован на официальном Интернет-сайте Росреестра.

2. Самостоятельно оформить и подать заявление.

Для самостоятельного оформления юридически-значимых документов, входящих в пакет заявления, Вам потребуется:

Получить аттестат кадастрового инженера в соответствии со статей №29 ФЗ-221 от 24 июля 2007, а также с требованиями приказа Минэкономразвития России от 22.01.2010 № 23 (дополнительную информацию по кадастровой деятельности см. на официальном Интернет-сайте Росреестра);

Получить электронно-цифровую подпись, с указанием полномочий кадастрового инженера, в одном из Удостоверяющих Центров, выполнивших требования Росреестра к средствам электронно-цифровой подписи;

Подготовить XML-документ в электронном виде;

Отправить заявление средствами Портала Государственных Услуг -Недвижимость (сервис «Постановка объектов на кадастровый учет»).

DER encoded binary X.509

Вариант кодирования. Аббревиатура от слов Distinguished Encoding Rules

(Отличительные правила кодирования), DER X509 – платформенно-независимый метод хранения сертификатов. Может использоваться для их передачи между компьютерами.

Base64 encoded X.509

Вариант кодирования, разработанный для использования совместно с S/MIME (безопасным протоколом электронной почты). Файл использует ASCII-символы, благодаря чему может пройти неповрежденным через все почтовые шлюзы.

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Кадастровый номер или обозначение земельного участка: _________________________

Площадь земельного участка _____ кв.м

Местоположение границы земельного участка согласовано: ________________________________

_______________________________________________________________________________________

Обозначение характерной точки или части границы Кадастровый номер смежного земельного участка Фамилия и инициалы правообладателя или его представителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность Реквизиты доверенности Подпись и дата Способ и дата извещения
Ф.И.О Паспорт_____________________ Выдан: ________________________ _____________________________ Согласовано в индивидуальном порядке
Ф.И.О Паспорт_____________________ Выдан: ________________________ _______________________________ Согласовано в индивидуальном порядке
Земли неразграниченной госсобственности Согласовано в индивидуальном порядке

Наличие разногласий при согласовании местоположения границы земельного участка:

Сведения о снятии возражений о местоположении границы земельного участка:

Кадастровый инженер: ____________ ___________________ ___________________

М.П. подпись фамилия, инициалы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕЖЕВОГО ПЛАНА.

1. ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ (МАТЕРИАЛОВ) О ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ (УЧАСТКАХ)

изучение:

  • сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке (участках);
  • документов, удостоверяющих права на землю (при ох отсутствии -правоустанавливающих документов);
  • каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;
  • адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
  • иных документов, связанных с формированием земельных участков.

Документы (материалы) подготовительных работ при составлении межевого плана.

Единица измерения

«а» - земельный участок, «в» - вид документа (материала).

Таблица 1

Примечание

1. Нормы определены на изучение документов (материалов) на один земельный участок.

При осуществлении изучения документов (материалов) на несколько земельных участков в показатель «а» вводится коэффициент К = 1,0+0,40(п-1), где п - количество земельных участков, по которым собираются и изучаются материалы (документы).

2. Нормы определены на изучение одного вида документов (материалов) (например, сведения государственного кадастра недвижимости или каталоги (списки) координат пунктов государственной геодезической сети).

При ином количестве видов документов (материалов) в показатель «в» вводится коэффициент К=1,0+0,60(п-1), где п - количество видов документов (материалов).

2. ПОЛЕВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

Полевое обследование и оценка состояния:

  • пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и (или) опорной межевой сети (ОМС);
  • межевых знаков, которые могут быть использованы в качестве геодезической основы.

Конечная продукция

Материалы полевых обследований объекта кадастровых работ.

Единица измерения

«а» - объект кадастровых работ.

Таблица 2

Примечание

В нормах учтено время, связанное с выездом на место обследования.

3. АНАЛИЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ, ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Анализ наличия и содержания документации, представленной Заказчиком, в соответствии с которой планируется проведение кадастровых работ по подготовке проекта межевого плана:

  • градостроительной документации (в части проекта межевания территории);
  • землеустроительной документации (в части содержания сведений об образовании земельных участков);
  • лесоустроительной документации (в части содержания сведений об образовании лесных участков);
  • иной проектной документации (в части принятия решений по формированию земельных участков).

Конечная продукция

Проанализированная документация, представленная Заказчиком, для проведения кадастровых работ по подготовке межевого плана.

Единица измерения

«а» - земельный участок, «в» - вид документации.

Таблица 3

Примечание

1. Нормы определены на изучение документации на один земельный участок.

При изучении документации на несколько земельных участков в показатель «а» вводится коэффициент К= 1,0+0,40(п-1), где п -количество земельных участков, по которым изучается документация.

2. Нормы определены на изучение одного вида документации (например, градостроительной документации).

При ином количестве видов документации в показатель «в» вводится коэффициент К=1,0+0,60(п-1), где п - количество видов документации.

ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

23.12. 2013 – 29.12. 2013

Фамилия Жерновой

Имя, отчество Владислав Игоревич

Факультетфинансово-экономический

Специальность120714 «Земельно-имущественные отношения»

Курс 3 Группа ЗИО-9-31

Наименование базы практики: г.Инза ООО «Вертикаль»

Руководитель практики от организации (предприятия):Саратцев Д.В.

Руководитель практики от техникума: Чернейкина Т.А.

Инза 2013 г.

Знакомство с предприятием.

1.Общие положения.

1.1.Общество с ограниченной ответственностью- «Вертикаль»(далее- Общество) учреждено гражданкой России Саратцевой Тамарой Васильевной (далее- Учредитель) для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его Учредителем максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

1.2.Настоящий Устав разработан в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона РФ от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ («Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее- Закон об ООО).

1.3.Общество является юридическим лицом по российскому праву имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.4.Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным Уставом Общества.

1.5.Общество в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом, законодательством РФ и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти.

Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации.

1.6.Общество имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, может иметь эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.

1.7.Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, в т.ч. и валютных.

1.8.Юридический адрес Общества: 433030, Ульяновская область, г.Инза, ул. Железной Дивизии д.38.

Местом нахождения Общества является место постоянного нахождения его органов управления и основное место его деятельности.

1.9.Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Учредитель Общества не отвечает по его обязательствам, а Общество не отвечает по обязательствам Учредителя за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

Учредитель несет риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенного им вклада.

При внесении своего вклада не полностью Учредитель несет ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости неоплаченной им части вклада.

1.10.Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

1.11.Наименование Общества: общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль».

Сокращенное наименование: ООО «Вертикаль».

2.Руководство общества.

2.1.Руководство текущей хозяйственно-финансовой деятельности Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества в лице директора, назначаемого и смещаемого Учредителем. При наличии в том необходимости последний вправе сам занимать должность директора Общества, осуществляя весь комплекс мер по обеспечению нормального функционирования Общества.

2.2.Директор (единоличный исполнительный орган) Общества пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные для руководителей хозяйственных организаций. Директор подотчетен Учредителю Общества и контролируется таковым.

2.3.Единоличный исполнительный орган Общества (его директор):

1)без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2)выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3)издает приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4)осуществляет иные полномочия по руководству деятельностью Общества.

2.4.Порядок деятельности единоличного исполнительного органа Общества (директора) и принятия им решений устанавливается Учредителем, внутренними документами Общества, а также договором, заключенным между Обществом (Учредителем) и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (директора).

2.5.К исключительной компетенции Учредителя Общества как общества с ограниченной ответственностью относится:

1)изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала (фонда);

2)образование исполнительных органов Общества и досрочное прекращение их полномочий;

3)утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества и распределение его прибылей и убытков;

4)решение о реорганизации или ликвидации Общества;

5)назначение ревизионной комиссии (ревизора) Общества.

Указанные вопросы не могут быть переданы Учредителем на решение назначенного им директора Общества или иного исполнительного органа общества.

Формирование сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Состав сведений ГКН об объекте недвижимости:

  • сведения об уникальных характеристиках объекта;
  • дополнительные сведения об объекте.

1.Состав сведений об уникальных характеристиках земельного участка :
1. вид объекта недвижимости (земельный участок); дополнительное наименование земельного участка (лесной участок, приусадебный земельный участок и др.), если такое наименование установлено в соответствии с законодательством РФ;
3. описание местоположения границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы; описание их закрепления на местности; координаты характерных точек в метрах с округлением до 0,01 метра; указание погрешности определения координат; система координат); кадастровые номера смежных земельных участков; дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименование природных объектов и объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов);
4. площадь земельного участка (в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м. и указанием погрешности вычисления).
2.Состав дополнительных сведений о земельных участках:
1. ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный), если такой номер был присвоен, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер;
2. кадастровый номер объекта недвижимости из которого образован другой объект недвижимости;
3. кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости;
4. адрес земельного участка, при отсутствии - описание местоположения (если на участке расположен объект - указывается наименование субъекта, мун. образования, населенного пункта, улицы; слова "на земельном участке расположен", вид объекта (здание, сооружение и т.д., индивидуальное или обобщенное), наименование объекта (театр оперы, гараж и т.д.), адрес этого объекта (при наличии) (если на участке отсутствуют объекты или не выполнена планировка территории (отсутствуют улицы) - наименование субъекта, муниц. образования, населенного пункта (при наличии), слова "земельный участок расположен", часть квартала, в которой расположен участок (центральная, северо-западная и т.д.);
5. категория земель, к которой отнесен земельный участок (сведения о категории образованного участка, должны соответствовать сведениям о категории исходного участка; если в ГКН отсутствуют сведения о категории исходного объекта, сведения о категории образуемого участка вносятся на основании акта органа гос. власти или местного самоуправления);
6. разрешенное использование земельного участка (могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования с указанием индивидуального обозначения соответствующей территориальной зоны; наличие выбранного вида разрешенного использования - обязательно; сведения о видах разрешенного использования включается на основании градостроительного регламента или акта органа гос. власти или местного самоуправления; если образование участков не связано с изменением вида разрешенного использования, вид разрешенного использования образуемых участков соответствует исходному);
7. кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; 8. сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество, лесопарк, участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится земельный участок (при наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
9. сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта - река, озеро, водохранилище и т.д.; наименование водного объекта (при наличии);
10. сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступающих в ОКУ в порядке информационного взаимодействия;
11. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
12. сведения о вещных правах (вид права, размер доли в праве, сведения о правообладателях, дата регистрации возникновения или перехода права, дата регистрации прекращения права);
13. сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав (кадастровый номер объекта или учетный номер части, в отношении которого установлено, вид ограничения, содержание ограничения, срок действия, лица, в пользу которых установлено, реквизиты документа, на основании которого возникло, дата возникновения и прекращения);
14. сведения о частях (учетный номер части и дата присвоения, площадь части в кв.м. с округлением до 1 кв.м. и с указанием погрешности вычисления, описание местоположения границы части, сведения о прекращении существования части и дата снятия с учета);
15. сведения о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость, дата утверждения, реквизиты акта об утверждении, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального образования, городского округа);
16. сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы (Ф.И.О., номер квалификационного аттестата, сокращенное наименование юр. лица, работником которого является, дата проведения кадастровых работ);
17. сведения о прекращении существования и дата снятия с учета, если объект недвижимости прекратил существование;
18. иные сведения (статус сведений, реквизиты решений должностного лица ОКУ).
3.Состав сведений об уникальных характеристиках здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства:
1. вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2. кадастровый номер и дата внесения номера в ГКН;
3. описание местоположения объекта (кроме помещений) на земельном участке: обозначения характерных точек контура; координаты характерных точек в метрах с округлением до 0,01 метра; указание погрешности определения координат. Для помещений - номер этажа, на котором расположено помещение (при наличии этажности); описание местоположения помещения в пределах этажа или в пределах здания, сооружения;
4. площадь объекта (в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м. и указанием погрешности вычисления).
4.Состав дополнительных сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства:
1. ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер;
2. кадастровый номер объекта недвижимости, в результате преобразования которого образован новый объект;
3. кадастровый номер объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости;
4. кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5. кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната;
6. адрес объекта недвижимости или описание местоположения объекта недвижимости;
7. сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним;
8. сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним;
9. сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости;
10. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
11. назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом);
12. назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение);
13. вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
14. назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
15. количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);
16. материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
17. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости;
18. сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости;
19. год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
20. сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.

3.Выполнение кадастровой работы по подготовке документов для осуществления кадастрового учета.

Формирование кадастрового дела

Формирование кадастрового дела можно представить тремя этапами:

I этап. Вся земельно-кадастровая информация собирается и оформляется в кадастровом деле объекта кадастра (земельный участок + прочно связанное с ним недвижимое имущество). Кадастровое дело включает на этом этапе следующие операции:

· определение пространственно-площадных характеристик объекта (местоположение, адрес, границы на местности, координаты поворотных точек границ земельного участка, зданий, сооружений, согласование границ со смежными землепользователями и т.п.);

· определение или техническое описание объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, наименование, целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материалы фундамента, стен, полов, перекрытий, наличие и тип коммуникаций, планировка, площадные характеристики объекта, благоустройство;

· экономическое описание объекта -- цена, включающая показатель первоначальной (инвентарной) стоимости, восстановительной стоимости, рыночной стоимости.

II этап. Государственный кадастровый учет объекта кадастра путем внесения необходимой достоверной и достаточной информации об объекте в регистрационные документы ГЗК. Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости заключается в проверке полноты и правильности формирования кадастрового дела: заполнения учетных форм на объекты недвижимости; занесения сведений об объекте в документацию ГЗК, приобщения к кадастровому делу объекта новых правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории объекта недвижимости, нанесения границ объекта на дежурный кадастровый план (кадастровые кварталы, секции), изготовления документа, удостоверяющего право на объект недвижимости, закрытия кадастрового дела, передачи в архив органов государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

III этап. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется органами юстиции в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, кадастровое дело содержит три группы документов:

Первая группа документов описывает собственно объект и включает в себя следующий набор реестров: топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, экспликацию участка, ведомость площадей); имущества (документы технических характеристик объекта); экономический (материалы стоимости оценки объекта на основе местоположения, инфраструктуры и прочих качественных характеристик), корректирующих общие сведения о налоговых сборах, и т.п.

Вторая группа включает документы, удостоверяющие самого субъекта права. Это регистр юридических атрибутов (для юридических лиц -- название предприятия, организации, регистрационные данные, адрес, банковские реквизиты; для физических лиц -- Ф.И.О., паспортные данные).

Третья группа документов подтверждает право субъекта на объект недвижимости: регистры титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность), регистры ограничений (обременения и сервитуты).

Дежурная кадастровая карта территории -- специальная карта, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.

Для выполнения кадастрового зонирования на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт и планов.

Дежурная кадастровая карта района (города) предназначена для отображения на ней границ кварталов с их нумерацией, начиная с единицы.

Дежурная кадастровая карта квартала предназначена для отображения на ней границ земельных участков с их нумерацией, начиная с единицы.

Кадастровый план объектов кадастрового учета (земельные участки и территориальные зоны) является фрагментом дежурной кадастровой карты (плана) территории населенного пункта с отображением объекта учета.

Так как кадастровые карты и планы представляют собой графическое отображение юридических описаний земельных участков, то они требуют обязательного подобного изображения в заданном масштабе основных структурных элементов территории: границы города или иного населенного пункта, гидрография, дорожная сеть, границы кварталов и земельных участков

Составление кадастрового паспорта

Кадастровый паспорт объекта недвижимости является одним из необходимых документов для оформления разного рода сделок. Он необходим для регистрации договора аренды, купли-продажи, передачи в наследство или при оформлении дарственной. Без наличия кадастрового паспорта любая сделка с недвижимостью будет приостановлена, а государственные органы откажут в регистрации. Кадастровый паспорт представляет собой документ, в котором содержатся данные из государственного кадастра. Здесь находится информация, которая подробно характеризует объект недвижимости и все сведения, предусмотренные федеральным законом.

На сегодняшний день существуют такие формы кадастровых паспортов:

1. Паспорт на земельный участок;

2. Паспорт на помещения;

3. Паспорт на объект незаконченного строительства.

Получение кадастрового паспорта занимает около десяти дней, при условии, что в государственном кадастре содержится достоверная и полная информация, а также участок и недвижимость, расположенная на нем, не претерпели изменений с момента их регистрации.

Условия получения кадастрового паспорта

1. Кадастровый паспорт выдается только лицам, у которых имеются документы, подтверждающие право на объект.

2. В том случае, если объект был ранее поставлен на учет, то владельцу необходимо подать письменное заявление в соответствующие органы.

3. Паспорт на жилые и нежилые строения можно получить в БТИ или отделах ФГУП. Паспорт на земельные наделы выдают органы недвижимости.

4. За получение кадастрового паспорта необходимо будет заплатить сбор. Он устанавливается согласно распоряжению местных органов власти.

5. Если в объект недвижимости были внесены изменения (перепланировка, пристройка) то кадастровый паспорт выдается повторно.

Введение 3

1. ФОРМИРОВАНИЕ КАДАСТРОВЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОСТИ 4

1.1 Понятие и нормативно-правовая база кадастровой деятельности 4

1.1.1 Росреестр. Кадастровые инженеры и их деятельность 4

1.1.2 Формы организации кадастровой деятельности 10

1.1.3 Земельный кодекс 13

1.2 Определение площади объекта недвижимости 20

1.2.1 Определение площади здания, помещения 20

1.3 Составление карты (плана) объекта недвижимости или карты (плана) границ земельного участка 26

1.4 Формирование технического плана 32

2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕДВИЖИОГО ИМУЩЕСТВА 37

2.1.Понятие и нормативно-правовая база оценочной деятельности в России 37

2.1.1 Понятие и введение в оценку 37

2.2 Методы оценки недвижимости 40

2.3 Расчёт стоимости объекта оценки 49

Заключение 54

Приложение

Введение

Для России сегодня характерно множество экономических проблем. Многие из них обозначаются весьма нестандартно и своеобразно, в первую очередь это относится к проблеме оценки недвижимости. В эпоху кризисов глубоких потрясений особое внимание уделяется профессионализму, требуемого для грамотного управления любой недвижимостью.

Оценка стоимости недвижимости актуальна сейчас и будет актуальны до тех пор, пока будет существовать собственность. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день появляется все большая необходимость в компетентной и объективной оценке стоимости недвижимости, а институт оценки собственности еще не полностью сформирован, отсутствует информационная база оценки, профессиональная подготовка оценщиков в России еще не достигла мирового уровня.



Целью настоящей работы является анализ теоретических основ оценки и формирования кадастровой стоимости недвижимости.

Объект исследования: 3-х комнатная квартира

Задачами данной работы было:

Сбор сведений о пунктах государственной геодезической сети и иной геодезической основы

Изучение методов измерения площади объектов строительства

Описание структуры и формирования технического плана, сбор сведений о нем

Определение рыночной стоимость объекта оценки

Сделать выводы о полученной стоимости

ФОРМИРОВАНИЕ КАДАСТРОВЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Понятие и нормативно-правовая база кадастровой деятельности

Земельный кодекс

Земельный кодекс Российской Федерации уточняет виды стоимостных оценок земли и сферы их применения. Он закрепляет использование для целей оценки земли показателей кадастровой и рыночной стоимости земельных участков. Согласно Земельного кодекса, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения1 и для иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными законами. В настоящее время кадастровая стоимость земли прямо не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Она определяется расчетным способом посредством применения ведомственных методик. Однако Земельным кодексом предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости.

Иными случаями применения кадастровой стоимости земли являются случаи определения правовых режимов использования сельскохозяйственных земель в зависимости от их ценности, которая определяется на основании кадастровой стоимости. Земельный кодекс устанавливает, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Изъятие сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Оценка рыночной стоимости земли проводится в целях совершения сделки. В Земельном кодексе также предусмотрены случаи возмещения рыночной стоимости земельного участка его собственнику при реквизиции (временном изъятии) и изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Данный закон устанавливает цену земли под зданиями, строениями и сооружениями при ее выкупе из государственной и муниципальной собственности. Он также уточняет, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, вместо нее применяется нормативная цена земли.

Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков

Данный документ является наиболее важным из документов второго уровня для дальнейшего становления института оценки в нашей стране. В соответствии с Правилами начальная цена земельного участка, начальный размер арендной платы и величина их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов определяются на основании отчета независимого оценщика. То есть, цена выставляемого на торги земельного участка или права его аренды определяется на основании рыночной стоимости, рассчитанной оценщиком.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель

Эти правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий.

В соответствии с ними кадастровую оценку земель проводят Федеральная служба земельного кадастра, ее территориальные органы и находящиеся в их ведении организации. К проведению кадастровой оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на проведение оценочной деятельности и прошедшие обучение методам кадастровой оценки земли. Для вступления в силу результаты кадастровой оценки должны быть утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда предназначены для определения стоимости земель, которые переводятся из лесных в нелесные и изымаются из лесного фонда.

Перевод лесных земель в нелесные означает изменение вида разрешенного использования земель, например, для строительства дороги или карьера. Земли при этом остаются в государственной собственности. Изъятие земель лесного фонда за плату означает их продажу, но продажу по фиксированным ценам, которые установлены данными правилами, так же как цены выкупа земли под зданиями, строениями и сооружениями. В Правилах приводятся базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, дифференцированные по группам древесных пород (хвойные, твердолиственные, мягколиственные), по классам бонитета или продуктивности лесов. Расчет платы за конкретные участки проводится путем применения коэффициентов, установленных этими же правилами.

Постановление Правительства РФ о порядке определения нормативной цены земли устанавливает порядок и основные принципы определения нормативной цены земли. Нормативная цена представляет собой фиксированный показатель стоимостной оценки земли. Сфера применения данного показателя четко не определена. В соответствии с законом о плате за землю нормативная цена должна была применяться для получения банковского кредита под залог земельного участка; при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче земли по наследству. В некоторых субъектах Российской Федерации, где нормативная цена установлена, она применяется для взимания пошлин при совершении сделок с земельными участками, при дифференциации ставок земельного налога по оценочным зонам, для определения стоимости земельных долей, вносимых в уставный капитал. В Москве данный показатель не применяется. До принятия Земельного кодекса и федерального закона о его введении в действие она применялась в качестве выкупной цены земельных участков в населенных пунктах, при продаже земельных участков для индивидуального предпринимательства.

Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства

Данное положение устанавливает порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель.К убыткам относят стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений; стоимость незавершенного производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли, упущенная выгода.

Положение также устанавливает порядок возмещения потерь (имеется в виду общество, государство), вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства. Данные потери выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются по нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей.

С юридической точки зрения, данные нормативы представляют собой плату за изменение категории земли и вида разрешенного использования в результате предоставления сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. С экономической точки зрения, данные нормативы представляют собой возмещение ущерба, причиненного обществу утратой сельскохозяйственных угодий, признаваемых землями, обладающими особой ценностью.

Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков являются документом, раскрывающим основные положения принятых ранее Стандартов оценки, применительно к оценке рыночной стоимости земли. В них содержатся общие принципы и методы оценки земли, которые могут быть конкретизированы для каждого случая проведения оценки земельного участка в зависимости от наличия необходимой информации, финансовых ресурсов и времени на проведение оценки. Рекомендации могут быть применены при оценке рыночной стоимости земель всех категорий, так как представленные в них методы не дифференцированы в зависимости от категории и вида использования земель, как это делается при кадастровой оценке земли. Исключением являются земли сельскохозяйственного назначения, для которых уточняются особенности их оценки. Основными методами оценки земельных участков признаются: метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения, метод капитализации земельной ренты, метод остатка.

Стоимостные показатели, используемые в отечественных нормативных правовых документах

В настоящее время у нас в стране существует довольно большое количество нормативных стоимостных показателей, применение которых является обязательным в тех или иных случаях, связанных с оценкой земли и природных ресурсов.

Данные показатели содержатся в целом ряде ведомственных документов, а порядок их применения устанавливается нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

К таким показателям относятся:

Нормативная цена земли;

Кадастровая стоимость земельных участков;

Цена земли под зданиями, строениями и сооружениями, устанавливаемая субъектами Российской Федерации при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Нормативы освоения земель сельскохозяйственного назначения;

Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню;

Ставки лесных податей, устанавливаемые субъектами Российской Федерации за отдельные виды лесопользования, включая древесину, отпускаемую на корню;

Кадастровая стоимость участков лесного фонда (экономическая оценка);

Базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда;

Таксы в возмещение ущерба лесного хозяйства;

Неустойки за нарушения лесохозяйственных требований;

Таксы в возмещение ущерба, причиненные незаконным добыванием объектов животного мира;

Стоимость лицензий за добычу охотничьих животных;

Иные виды стоимостных показателей, утверждаемых на региональном или местном уровнях, например, базовые ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога, стоимость единицы площади местообитаний, компенсационная и восстановительная стоимость зеленых насаждений, стоимость компенсационного озеленения и др.

Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, - это стоимостные показатели, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, главным образом, для определения платежей за заготовку леса и иных видов лесных ресурсов. Используются практически во всех случаях связанных с применением стоимостных оценок лесных ресурсов. После вступления в действие второй части Налогового кодекса могут быть отменены в связи с переходом на лесной налог.

Кадастровая стоимость участков лесного фонда - показатель стоимостной оценки лесных и нелесных земель, входящих в состав лесного фонда. До принятия постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 278 г. применялась при определении ставок платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда. Показатели кадастровой оценки участков лесного фонда рассчитываются на основе ставок лесных податей и утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов.

Базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и базовые размеры платы за изъятие земель лесного фонда - стоимостные показатели, применяемый для расчета размера платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда. Показатели введены постановлением Правительства РФ от 29.04 2002 г. № 278 вместо ставок платы за перевод лесных земель в нелесные земли, утверждаемых ранее органами власти субъектов Российской Федерации на основе показателей кадастровой оценки участков лесного фонда.

Цель и введение в оценку

Чтобы понимать, что представляют собой те или иные цели оценки недвижимости, стоит, прежде всего, пояснить, что под оценочной деятельностью понимается такая особая деятельность субъектов оценки, которая осуществляется с определенной целью – установить в отношении того или иного объекта оценки рыночную или иную стоимость.

Безусловно, цели оценки недвижимости прямым образом зависят от конкретной сделки с имуществом в каждом случае.

Итак, какие бывают цели оценки недвижимого имущества:

Выявление стоимости недвижимости при проведении мероприятий по приватизации, при передаче в доверительное управление или аренду,

Проведение оценки недвижимости требуется при составлении различный брачных контрактов, а также при разделе имущества в случае расторжения брака, например, по требованию одной из сторон в том случае, когда имеет место спор о разделе имущества.

При необходимости предоставить в качестве залога недвижимое имущество,

При осуществлении контроля за правильностью и законностью уплаты налогов в том случае, если имеет место спор об исчислении налогооблагаемой базы,

В случае продажи либо отчуждения иным образом недвижимого имущества,

При выкупе либо в случае, если нормами законодательства предусмотрено изъятие недвижимости у собственника для различных государственных или муниципальных нужд,

При ипотечном кредитовании,

При переуступке долговых обязательств, которые непосредственно связаны с объектами оценки – недвижимым имуществом,

В случае, когда недвижимость передается в уставный капитал юридических лиц.

Отношения, возникающие при осуществлении субъектами оценочной деятельности своих профессиональных функций в Российской Федерации, регулируются целым рядом законов, нормативно-правовых актов, методических и рекомендательных документов.

При этом некоторые из этих правовых документов относятся к деятельности всех оценщиков, а некоторые актуальны лишь для оценочных специалистов специфического профиля (специализированная правовая база для оценки особых видов транспорта, оборудования, техники и всего, что не является объектом обыденной оценочной деятельности).

Также все специалисты оценочной профессии в своей работе руководствуются тремя Федеральными стандартами оценки (ФСО), утвержденными Минэкономразвития России, и предъявляющими правовые требования к порядку осуществления оценочных действий:

«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)».

«Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)».

«Требования к отчету об оценке (ФСО №3)».

Кроме того свой регламент существует еще и в саморегулируемых организациях оценщиков (СРОО) – некоммерческих организациях, которые контролируют и регулируют деятельность специалистов оценочной сферы – своих членов. А поскольку каждый оценщик должен являться членом кокой-то одной СРОО (иначе, согласно закону «Об оценочной деятельности», он не имеет права осуществлять свою профессиональную деятельность), то соблюдение таких устанавливаемых дополнительно правил становится еще одним правовым требованием к субъектам оценочной деятельности.

С учетом значительной роли СРОО в работе оценщиков, особую актуальность приобретают еще 2 Федеральных закона: «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ и «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки стоимости объектов оценки в случаях обязательности проведения оценки объектов оценки оценщик обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней по истечении шести месяцев с даты составления отчета об оценке объекта оценки в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат включению дата составления и порядковый номер отчета об оценке объекта оценки, основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки, сведения об оценщике (фамилия, имя и при наличии отчество), сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, описание объекта оценки, дата определения стоимости объекта оценки, определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки, информация об экспертном заключении на отчет об оценке объекта оценки (дата составления, порядковый номер, сведения об эксперте или экспертах (фамилия, имя и при наличии отчество), сведения о членстве эксперта, экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, результаты экспертизы, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки, иные сведения, предусмотренные федеральным законом или федеральными стандартами оценки.

Оценка недвижимости

Оценка стоимости недвижимости - процесс определения рыночной стоимости объекта или отдельных прав в отношении оцениваемого объекта недвижимости. Оценка стоимости недвижимости включает: определение стоимости права собственности или иных прав, например, права аренды, права пользования и т. д. в отношении различных объектов недвижимости.

В оценочной практике существуют различные виды стоимости. Стоимость недвижимости подразделяется на следующие виды:

1)рыночная стоимость;

2)инвентаризационная стоимость;

3)ликвидационная стоимость;

4)кадастровая стоимость.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

6. Задание на оценку является неотъемлемой частью договора на проведение оценки.

Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

1. объект оценки;

2. права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки;

3. цель оценки;

4. предполагаемое использование результатов оценки;

5. вид стоимости;

6. дату оценки;

7. допущения, на которых должна основываться оценка;

8. иную информацию, предусмотренную федеральными стандартами оценки.

9. Дополнительные требования к заданию на оценку могут быть регламентированы соответствующими федеральными стандартами оценки.

10. Проведение оценки включает следующие этапы:

11. заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

12. сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

13. применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;

14. согласование (в случае необходимости) результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

15. составление отчета об оценке.

В случае использования нескольких подходов к оценке, а также использования в рамках какого-либо из подходов к оценке нескольких методов оценки выполняется предварительное согласование их результатов с целью получения промежуточного результата оценки объекта оценки данным подходом. При согласовании существенно отличающихся промежуточных результатов оценки, полученных различными подходами или методами, в отчете необходимо отразить проведенный анализ и установленную причину расхождений. Существенным признается такое отличие, при котором результат, полученный при применении одного подхода (метода), находится вне границ указанного оценщиком диапазона стоимости, полученной при применении другого подхода (методов) (при наличии).

Существует несколько подходов к оценке любого вида недвижимости, используемых профессиональными оценщиками:

Сравнительный подход;

Затратный подход;

Доходный подход.

В рамках каждого из 3-х подходов существует свои специфические методики.

1)Доходный подход

Доходный подход к оценке недвижимости базируется на определении стоимости объекта недвижимости на основе расчета ожидаемых доходов от владения (использования) этим объектом. Этот показатель является очень важным, поскольку позволяет прогнозировать стоимость объекта на перспективу.

Доходный подход является одним из наиболее применяемых методов оценки недвижимости в оценочной практике на сегодняшний день.

Доходный метод в основном, основан на определении стоимости недвижимости путем расчета дисконтированного потока доходов (от владения или использования этим объектом). Данный метод базируется на принципе ожидания – установления текущей стоимости доходов и других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения этой собственностью. Логично, что владелец недвижимости не уступит свою собственность ниже той суммы, которую он мог бы получить, продолжая эксплуатировать ее, а покупатель не заплатит больше той суммы, которую ему принесет последующее использование данного объекта в коммерческих целях. Таким образом, цена недвижимости определяется на основе стоимости будущих доходов путем соглашения между сторонами.

При расчёте доходным подходом используются следующие методики: капитализации доходов и дисконтирования денежных потоков. Эти методики являются основными в данном методе.

1) В соответствии с технологией метода прямой капитализации стоимость определяется отношением чистого операционного дохода до налогообложения к ставке капитализации. Ставка капитализации определяется оценщиком на основе величины базовой ставки путем ее корректировки на риски.

2) Метод дисконтирования денежных потоков применяется, когда денежные потоки поступают неравномерно (нестабильный доход), или при использовании различных коэффициентов капитализации. Согласно методике, стоимость объекта определяется как сумма дисконтированных доходов по проекту. Для этого необходимо определить модель денежного потока с составлением прогноза расходов и инвестиций на выбранный период. Ставка дисконта определяется с учетом тех же параметров, что и при методе капитализации.

Суть метода - доходный подход оценивает стоимость недвижимости, как текущую стоимость будущих денежных потоков. При этом данный подход отражает уровень риска для оцениваемого объекта недвижимости, а также качество и количество дохода, который сможет принести объект оценки в течение срока службы. Основным достоинством доходного подхода является то, что он позволяет учесть будущие инвестиционные риски уже сейчас.

2) Затратный подход

Затратный подход (подход на основе активов) - совокупность методов оценки, в которых стоимость объекта равна сумме стоимости земельного участка и стоимости воспроизводства (замещения) всех улучшений, за вычетом накопленного износа, и стоимости обязательств, то есть стоимость объекта оценки зависит от стоимости создания аналогичного объекта. Данный подход применяется для оценки отдельно стоящих зданий, домовладений, предприятий.

3)Сравнительный подход

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. (см. Федеральный стандарт оценки № 1)

Метод капитализации доходов

Суть метода капитализации доходов - определение стоимости объекта недвижимости происходит путём преобразования годового чистого операционного дохода (ЧОД) в текущую стоимость

Где C - стоимость объекта недвижимости (ден.ед)

NOI - Чистый операционный доход или ЧОД

Коэффициент капитализации

Метод дисконтирования денежных потоковМетод дисконтированных денежных потоков (ДДП) более сложен, детален и позволяет оценить объект в случае получения от него нестабильных денежных потоков, моделируя характерные черты их поступления.

Применяется метод ДДП, когда:

предполагается, что будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих;

имеются данные, позволяющие обосновать размер будущих потоков денежных средств от недвижимости;

потоки доходов и расходов носят сезонный характер;

оцениваемая недвижимость - крупный многофункциональный коммерческий объект;

объект недвижимости строится или только что построен и ввод: (или введен в действие).

Метод дисконтированных денежных потоков - наиболее универсальный метод, позволяющий определить настоящую стоимость будущих денежных потоков. Денежные потоки могут произвольно изменяться, неравномерно поступать и отличаться высоким уровнем риска. Это связано со спецификой такого понятия, как недвижимое имущество. Недвижимое имущество приобретается инвестором в основном из-за определенных выгод в будущем. Инвестор рассматривает объект недвижимости в виде набора будущих преимуществ и оценивает его привлекательность с позиций того, как денежное выражение этих будущих преимуществ соотносится с ценой, по которой объект может быть приобретен.

Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

1)в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

2)информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

В отчете об оценке должны быть указаны дата составления отчета и его номер. Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:

1. задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;

2. применяемые стандарты оценки;

3. принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор;

Об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;

Основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Общая информация, идентифицирующая объект оценки;

Результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;

Итоговая величина стоимости объекта оценки;

Ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости;

4. информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета

5. описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - также реквизиты юридического лица (в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер) и балансовая стоимость данного объекта оценки (при наличии);

6. анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость;

7. описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки;

8. описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, с целью определения итоговой величины стоимости, либо признание в качестве итоговой величины стоимости результата одного из подходов.

Метод ДДП позволяет оценить стоимость недвижимости на основе текущей стоимости дохода, состоящего из прогнозируемых денежных потоков и остаточной стоимости.

В отчет об оценке могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии).

Документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии.

В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).

После проведения процедуры согласования оценщик помимо указания в отчете об оценке итоговой величины стоимости объекта оценки имеет право приводить свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в задании на оценку не указано иное. Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации.

Под ГКН понимается единый федеральный ресурс (он же реестр), содержащий информацию обо всей недвижимости страны на момент занесения в него сведений об этом имуществе.

В нем содержится информация об объектах недвижимого имущества, госграницах страны, границах субъектов России, населенных пунктов и тому подобное.

Его назначение заключается в том, что он организовывает движение имущественных прав на собственность и обеспечивает сделки с ней.

Реестр доступен любому гражданину и организации России. Можно получить любую информацию по любому объекту, кроме той, доступ к которой ограничен или закрыт законодательно.

Структура

Кадастр состоит из нескольких частей ():

  1. Реестр . В нем содержится описание всех объектов. Внимание! Предусмотрен только электронный вид этого документа.
  2. Дела (кадастровые). Это документы, на основании которых имущество заносится в реестр. Дела делятся на категории и виды. Например, о госгранице, участков ее, территориальных зон или объектов недвижимости и т. д.
  3. Карты (кадастровые). Это графические изображения. Например, земельных участков, границ их, зданий, сооружений и т. д. Содержат помимо изображения, текстовое описание (читайте об использовании ).

В кадастр вносятся сведения, которые описывают недвижимое имущество , его характеристики, изменения, движение имущественных прав на него.

Структура и состав ГКН в целом описана выше. Теперь подробней о самих объектах.

Земельные участки

О них в реестре хранится следующая информация:


Здания и сооружения

В отношении сооружений, зданий, строений объем сведений, вносимых в ГКН меньше. В обязательном порядке указывается :

  1. Вид, завершено или нет строительство.
  2. Номер (кадастровый) и дата внесения.
  3. Расположение объекта на участке, контур, характерные точки, координаты их, погрешность.
  4. Расположение помещений, этаж. Описание его в пределах этажа или здания.
  5. Площадь объекта (здания, помещения и тому подобное).

Характер сведений

Данные государственного кадастра, вносимые в реестр, могут быть учтенными и временными. Учтенные сведения — это занесенные в ГКН объекты недвижимости, на которые установлены имущественные права (осуществлена госрегистрация прав собственности или аренды).

Сведения имеют статус временные — что это значит? Сведения об объектах, права на которые не установлены. Они хранятся в реестре в течение одного года, а на землю – в течение двух.

Если в течение этого срока имущественные права не будут установлены (с выдачей свидетельства о собственности), то сведения из государственного кадастра исключаются (Закон о кадастре, часть 4, статьи 24 и 25, часть 5, статья 24).

Правила внесения

Порядок и правила внесения сведений в государственный кадастр недвижимости устанавливается Постановлением Правительства за номером 71 от 3. 02. 2914 года «Об утверждении Правил…»

Есть одна маленькая, но важная тонкость в нашем законодательстве.

Граждане, физические лица, вступая во владение недвижимым имуществом, регистрируют в реестре не ее саму, имущество, им принадлежащее, а права на нее.

Распоряжается же имуществом страны, включая и недвижимость, государство. Поэтому учетом (кадастровым), снятием с него занимаются госорганы . Правила, в первую очередь, регламентируют именно их действия.

В Правилах четко определено, кто и какие сведения подает в Кадастр. В отношении федеральных объектов – обязанность федеральных органов . В отношении региональных – местных органов .

Состав сведений ГКН об объекте недвижимости, их структура, определяется ФЗ «О Кадастре».

Порядок установления прав определяется общими правилами их регистрации, другими нормативными актами, вышеуказанным законом.

Порядок предоставления

Информацию об интересующем имуществе в реестре может получить каждый, как юридическое, так и физическое лицо. Она предоставляется по желанию заказчика в электронном виде и на бумажном носителе .

Существуют объекты, к которым общего доступа нет. Ограничение связано с их стратегической важностью для страны, особым режимом существования.

Заинтересованное лицо может получить информацию:

  • как копию того документа, который послужил основанием для постановки на учет;
  • в виде ;
  • (кадастрового);
  • плана (кадастрового) земельного участка, территории;
  • (кадастровой) объекта.

Возможны иные формы предоставления сведений государственного кадастра недвижимости.

Они определяются нормативными актами, регулирующими кадастровые отношения.

Срок предоставления сведений , внесенных в государственный кадастр, зависит от вида документа, колеблется от 3 дней до 18 суток.

Где можно сделать запрос о предоставлении сведений? Получить информацию можно в Росреестре , Кадастровой Палате, МФЦ, через интернет на сайтах Госуслуг или официальном сайте Росреестра.

Пакет документов зависит от вида информации, от того, для выполнения какой задачи она понадобилась. Для коммерческой операции – одни документы, а для перепланировки уже другие.

Одно неизменно :

Все чем владеет страна, ее граждане, все учтено и занесено в реестр недвижимости. Информацию в отношении любого объекта может получить любое заинтересованное лицо .

За исключением специально оговоренных в законе случаев. Кадастр – важное подспорье при проведении операций с недвижимостью, изменении имущественных прав на нее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .